«Мы здесь не ради архитектуры»: каково учиться в AA School
Российский студент Сергей Надточий второй год учится в AA School, которую считают одной из лучших архитектурных школ в мире: здесь же, например, учились Рем Колхас и Заха Хадид. Сергей рассказал Strelka Mag, каково учиться в школе, где нет оценок и нерушимых авторитетов, к чему нужно быть готовым при поступлении и как преуспеть в процессе учебы. КАК ПОСТУПИТЬ В AA SCHOOL Сергей Надточий Я хотел попасть туда с детства: 7 лет учился в детской архитектурной студии EDAS, где и узнал про AA School. После школы отучился в Британке на направлении Interior Architecture Design, потом год работал в бюро «Атриум» у родителей и после этого поступил на третий курс AA School. Я мог пробовать поступить и на четвёртый, но в Англии есть аттестация архитекторов RIBA, состоящая из трёх ступеней, и поступить в магистратуру без первой аттестации невозможно. А она проходит как раз на третьем курсе. Поэтому я проучился один год, получил RIBA Part One, и теперь мне остаётся четвёртый и пятый курсы, что эквивалентно диплому магистра. Кроме английского, экзаменов нет: отправить нужно портфолио и мотивационное письмо. После этого тебя приглашают на личное собеседование в Лондон. Я не знал, что нужно на него везти, и собрал всё — у меня был гигантский чемодан с макетами. Собеседование длится 20–30 минут, из которых твои работы обсуждают только пять. Потом спрашивают, почему ты решил стать архитектором и поступить именно в AA — для них это очень важно. Меня на собеседовании спросили: «Ты поступаешь сюда, потому что здесь училась Заха Хадид? Но ты знаешь, она умерла, здесь её все ненавидят». Меня задел этот грубый вопрос, ведь я знал и других преподавателей. Но потом понял, что они не хотят слушать ответы на вопросы, к которым я успел подготовиться заранее. Они поставили меня в неловкое положение специально. В AA нет нерушимых авторитетов: это открытая площадка для дискуссий. Поэтому это абсолютно нормально, что интервьюер лично не любит Заху Хадид и так легко и открыто об этом говорит. Школа постоянно движется, меняется, хоть и не открещивается от своих фундаментальных наработок. Но не нужно думать, что Заха, Рем, Стивен Холл — это то, что сейчас есть AA. Много кто говорит: «Давайте забудем про все эти имена, скажем что-нибудь новое». За последние 20 лет из школы не вышли звёздные архитекторы, но это не значит, что её студенты должны продолжать переваривать наследие 70–80-х годов. ЧТО ОСОБЕННОГО В ЭТОЙ ШКОЛЕ Сама школа очень маленькая, это создаёт кулуарную атмосферу, где все друг друга знают. Легко можно подойти, завести разговор, что-то спросить. Здесь здоровая конкуренция, но не такая сильная, как, например, в университетах: у нас нет системы оценок, и учат всех не соревноваться, а думать наперёд: как завязать контакты, как проводить своё время в школе не ради оценок, а именно с пользой для себя. Кроме этого, здесь учат всегда самостоятельно выбирать свой путь — и лучше бы начать делать это ещё до поступления. Может быть, тебе и не нужно в AA, а лучше пойти в конкурирующие школы. Есть определённые сферы, которые в других школах значительно лучше развиты. В AA пытаются найти необычных личностей. У них действительно стоит такая задача при отборе студентов. Большим плюсом будет, если человек был поваром, потом сделал свою типографию, а после продал её, решив стать архитектором. Обычно студентам говорят: «Хочешь начертить лестницу? Вот библиотека — там всё написано. Я преподаватель и не буду сейчас тратить время на то, чтобы объяснять, как чертить лестницы, это примитив». Обучение заточено под эксперименты, авангардные концепции, совершенно новые идеи. Здесь можно спросить совета у преподавателя, а потом сделать что-то противоположное. А он будет готов это принять: смысл в том, чтобы сделать своё. При этом преподавателям важно быть полезными студенту, поэтому они могут честно сказать, что ты выбрал слишком сложный путь, и предложить найти компромисс. Студенты на протяжении года выполняют проект, но не получают за него оценки. Они презентуют его в конце и слушают отзывы преподавателей. На пятом курсе есть возможность получить «honors». Эта оценка отмечает абсолютное качество проекта. Номинируется один проект от каждой группы. Количество «honors» не ограничено: в один год их может быть два, в другой — пять, в третий — четыре. КАК ПРЕУСПЕТЬ В AA SCHOOL Я вывел для себя два критерия, по которым оценивают работы в AA. Первый — это новизна и уникальность твоей идеи. А второе — то, насколько ты сам отразился в своей работе. Кто-то уже в студенческие годы способен сформировать новую концепцию — свой манифест. И тогда этот проект реально остаётся у всех в памяти, так же, как сейчас все вспоминают выпускные проекты Захи, например. Успешные студенты целый день проводят в студии, иногда участвуют в обсуждении чужих проектов. Это полезно, поскольку у всех общий бриф и темы перекликаются. Нет ничего плохого в том, чтобы взять что-то из чужого проекта. Ведь невозможно просто генерировать идеи — нужно всё время балансировать между теорией, концептуальными проектами и практикой. С КАКИМИ СЛОЖНОСТЯМИ МОЖНО СТОЛКНУТЬСЯ Главная проблема в том, что студенты со слишком радикальными проектами в дальнейшем зачастую не могут найти место в практике. Всё начинается с того, что они формулируют экстраординарную идею, а потом её совершенствуют и ещё сильнее радикализируют, погружаясь в особую интеллектуальную игру. В итоге такие проекты часто оказываются абсолютно оторванными от реальности. Учиться в AA School реально дорого. Собственно, цена написана на сайте, это около 20 тысяч фунтов в год. Я не пробовал подавать заявку на стипендию, но стоило попробовать. Нужно было чуть пораньше к этому подготовиться — в момент моего поступления получить грант было бы очень сложно. КАК ВЫГЛЯДИТ КАМПУС Школа находится в самом центре Лондона, на Bedford Square, на станции Tottenham Court Road. Это бывшие жилые здания, и все они соединены странными коридорами. Структура школы очень запутана: такое ощущение, что я был не на всех этажах, поскольку путь на некоторые из них не очевидный. В самом центре школы расположен бар, что очень важно, поскольку всё обучение построено на идее постоянного общения и коммуникации, и нет ничего лучше в этом плане, чем бар. Студия нашей группы в прошлом году была крошечной: метров 15–18 на 12 студентов. Там стояло шесть столов и было очень тесно, поскольку многие приносили большие рисунки и занимали сразу один-два стола. Из-за этого мы придумывали новые схемы перестановки и постоянно что-то двигали. Все всегда вовлечены в процесс обсуждения идей, просто потому что очень плотно сидят. Студенты иногда сами организовывают мероприятия в кампусе. Одна студенческая организация вышла с лозунгом «We are here not for architecture» — они делают перформансы, а преподаватели их иногда консультируют. Очень здорово, что в школе можно открыть для себя совершенно новые занятия — всегда есть с кем объединиться, поскольку все открыты и друг друга знают.