Особое обучение для особенных детей
Впервые в городе Ханты-Мансийске на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени Сирина Николая Ивановича» 1 сентября 2018 года открыт ресурсный класс для детей с расстройствами аутистического спектра, в котором в настоящее время уже восемь обучающихся, двое из них на домашнем обучении. В ресурсном классе обучающиеся, имеющие трудности в обучении, получают дополнительную помощь. В нем организовано обучение, соответствующее потребностям каждого ребёнка в ограничивающей среде. После обучения в данном классе обучающийся может быть переведен в общеобразовательный класс. Кабинет ресурсного класса разделен на четыре зоны: зона для индивидуальных занятий обучающихся, зона для работы в группе, зона для учителя и зона для эмоциональной разгрузки. В этом необычном классе все по-особенному: повсюду развешаны наклейки-указатели с названиями: стена, шкаф, окно, дверь, доска, парта. Столы расставлены так, что школьники могут сидеть обособленно от одноклассников. На рабочих столах расположены карточки-подсказки: канцелярские принадлежности, перечень учебных предметов и даже некоторые бытовые действия, которые могут понадобиться ребенку на уроке. Ведь среди основных проблем детей с расстройствами аутистического спектра – социализация и коммуникация. Они как будто бы живут под куполом, отрешены от внешнего мира и очень мало кого готовы «впустить к себе»… Помимо освоения учебных навыков, для обучающихся организована индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Тьютор сопровождает обучающихся в ходе проведения занятий. В рамках дополнительного образования обучающиеся ресурсного класса занимаются оздоровительным плаванием в бассейне школы. Для полноценного функционирования ресурсного класса заключены соглашения о взаимодействии с бюджетным учреждением Югры «Ханты-Мансийский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», Центром адаптивного спорта, Конноспортивным клубом «Мустанг», Спортивным комплексом «Дружба», Культурно-досуговым центром «Октябрь». «Конечно, для нашей школы открытие ресурсного класса стало своеобразным вызовом. Необходимо было организовать особым образом среду, подготовить детский и педагогический коллективы. Уже сейчас можно констатировать значительные успехи, ведь детям созданы комфортные условия для обучения и воспитания», - комментирует директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени Сирина Николая Ивановича» Светлана Москвина. Адаптированная программа либо индивидуальный маршрут для каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра и другими ментальным нарушениями разрабатывается на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Кроме того, систематически ведётся информирование членов семьи о развитии ребенка, консультирование его близкого окружения, вовлеченного в воспитание и поддержку развития ребенка, индивидуальные программы сопровождения корректируются. В конце учебного года родители (законные представители) вносят информацию о выполнении и результативности предоставления услуг. Открытие ресурсного класса стало возможно благодаря поддержке Главы города Ханты-Мансийска, при непосредственном участии Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска.