Войти в почту

Театральная Россия спорит о непрофильных вузах

, 18 декабря. //. Театральное образование оказалось в центре внимания не только профессиональных педагогов, режиссеров и критиков, но и широкой общественности. Вопрос о том, могут ли учить актеров только профильные вузы или соответствующие студии могут создаваться и в других институтах, стал более чем актуальным для театрального мира. Его подняли в том числе на встрече президента России с деятелями театрального искусства.

Корреспонденты ТАСС спросили представителей театров, академий и любительских студий об их мнении о проблеме. Как и следовало ожидать, были высказаны прямо противоположные точки зрения.

Спор о понятиях

Все театральные педагоги, представители актерской профессии, с которыми удалось побеседовать ТАСС, сходятся в одном: профессиональное образование артистам необходимо.

"Самородки существуют, но талант - только предпосылка к творческой судьбе; поэтому театральное образование необходимо... Есть только один пример на моей памяти, когда в современном театре человек, не имея высшего образования, стал замечательным актером - это . В остальных случаях, если мы говорим о звездах русского театра, то они все в тот или иной период получали высшее образование. То, что происходило в 90-е годы, когда очень многие непрофильные вузы открывали театральные отделения, не имея ни квалифицированных кадров, ни традиций, ни методики отработанной, - это была очень неправильная вещь", - поделился мнением заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Чепуров.

Схожего мнения придерживается и директор якутского академического театра . "Подготовка в профильном вузе для актера имеет определяющее значение. Например, основной состав нашего театра - выпускники национальной студии Высшего театрального училища им. Щепкина. И именно благодаря им сохраняются высокие стандарты профессии", - отметил он.

При этом в театральной среде вызывает споры вопрос, какие именно вузы следует считать профильными. Так, заведующий кафедрой театрального искусства Санкт- Петербургского государственного университета считает, что понятие "непрофильный" не может быть отнесено к обучению в больших университетах. "Само понятие "непрофильный вуз" совершенно не относится к университетам. В таком случае медицинский факультет - тоже непрофильный для университета, и, наверное, математико-механический. Университет - это изначально многопрофильный вуз", - подчеркнул он.

Перепроизводство артистов

Одним из аргументов, который высказывают сторонники упразднения непрофильных театральных кафедр в вузах, является перепроизводство артистов. По их мнению, в настоящее время актеров выпускается больше, чем нужно театрам, что создает проблему трудоустройства для выпускников. "Актерское мастерство и актерские курсы в непрофильных вузах - это просто ужасно, потому что воспитываются в основном непрофессиональные артисты, которые потом в основном сидят без работы", - сказал художественный руководитель Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина .

Мнение о том, что Российский государственный институт сценических искусств в Петербурге практически полностью покрывает потребность театров города в новых кадрах, высказал художественный руководитель петербургского Молодежного театра на Фонтанке . "Я очень уважаю людей, которые работают в непрофильных институтах, среди них есть и наши артисты. Но мне кажется, что до ста артистов в год в Петербурге [которых выпускает РГИСИ] вполне достаточно. В Москве ведь пять профильных вузов мне кажется, что тоже немножко много", - сказал режиссер.

Вместе с тем сторонники противоположного мнения подчеркивают, что в больших городах количество театров растет. Так, по словам Лобанова, сейчас в Москве насчитывается около полутысячи театров, включая муниципальные и частные, а в Петербурге около - 150.

"Существование более чем одного центра подготовки артистов дает возможность не пропустить талант. К примеру, театральный институт из-за нехватки мест вынужден будет выбрать одного абитуриента из двух равных по таланту, он не может принять больше из-за ограниченного числа мест. Тогда второй может поступить к нам, сможет тоже учиться и заниматься любимым делом", - подчеркнул заведующий кафедрой театрального искусства Санкт-Петербургского госуниверситета.

Кадры для региональных театров

Отдельным вопросом является подготовка кадров для региональных театров. Если в признанных центрах театрального искусства, таких как Петербург и Москва, нехватка молодых актеров не ощущается или ощущается не сильно, то многие региональных площадки не так просто могут найти кадры.

"Омск - город театральный, постоянно нужно вливание молодых талантливых актеров, наши выпускники по окончанию на сто процентов трудоустроены в рамках омского региона, - сказала ТАСС декан факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского Татьяна Чупахина. - Многие говорят, что не та театральная школа, а вот в Москве… Но кто по окончанию института имени Щукина или ГИТИСа поедет в Омскую область без квартиры, без всякого сопровождения? Естественно, легче и экономически грамотно подготовить специалиста здесь, где за ним будет следить работодатель, и ребята по окончанию вуза приходят в театр как в дом родной".

Она добавила, что столичные вузы не способны обеспечить кадрами все театры Сибири, так как 95% выпускников оседает в Москве и Санкт-Петербурге.

В свою очередь художественный руководитель и главный режиссер Новороссийского муниципального драматического театра рассказал ТАСС, что после получения статуса муниципального театр стал решать проблему подготовки новых кадров самостоятельно. "Мы поговорили с министром культуры Краснодарского края Викторией Лапиной о создании целевого курса для наших артистов на базе Краснодарского государственного института культуры... я возглавил этот курс. В 2015 году мы набрали 16 студентов - актеров нашего театра. Они разного возраста: есть и молодые, есть и зрелые актеры, которые давно служат, но у них не было профильного образования", - рассказал Кушпель.

История современного театрального образования во Владимирской области началась с сентября 2001 года, когда на базе Владимирского областного колледжа культуры и искусства первый набор студентов на специальность "Актерское искусство" осуществил народный артист России, ведущий актер Владимирского областного театра драмы . После для получения высшего образования выпускниками колледжа во Владимирском госуниверситете была открыта кафедра театрального искусства, которой также руководит Горохов. "Набирая актерский курс в колледже, а затем в университете, мы ставили задачу воспитывать у себя кадры для нашего театра... Сегодня очень важная его составляющая - молодая команда, а все спектакли последних лет, которые получали призы, это спектакли с участием моих выпускников", - сказал Николай Горохов.

Театральные студии

Помимо профессиональной подготовки артистов в различных вузах существуют также любительские студии, которые также могут служить как просто способом проведения досуга, так и дать возможность кому-то сделать первые шаги к сцене.

"Когда к нам приходят ребята, мы сразу говорим: мы из вас профессиональных артистов делать не собираемся. Однако после нашей студии некоторые идут учиться в театральные вузы. То есть те кто хотят стать актерами или режиссерами, здесь себя проверяют. Это тяжелый, часто неблагодарный труд, здесь можно это пройти и ответить себе, хотят они этим заниматься или нет", - сказала ТАСС художественный руководитель Театра-студии СПбГУ .