Войти в почту

Педагогов из регионов учат создавать развивающую среду для учеников

В общеобразовательных организациях Калужской и Ярославской областей началось внедрение программы повышения квалификации "Развитие личностного потенциала", реализуемой Благотворительным фондом Сбербанка "Вклад в будущее" в партнерстве с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) и при поддержке региональных органов управления образованием. Как и для чего нужно создавать особую образовательную среду в школах и детских садах? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал академический директор программы, учёный секретарь МГПУ, кандидат психологических наук, доцент Роман Комаров. — Роман Владимирович, каких навыков и компетенций сегодня не хватает педагогам школ и детских садов? — Образование в современном мире — не набор образцов для копирования; это творческий процесс в руках педагогов и учащихся. Формальная накачка детей информацией устарела, на передний план вышла задача создания в детских садах и школах личностно-развивающей образовательной среды. Такая среда должна персонализировать обучение, отвечать потребностям учеников, позволять выстраивать для них индивидуальные образовательные маршруты. И сегодня педагогам очень важно научиться ее проектировать и создавать в сотрудничестве с управленцами, родителями и самими учениками. Управленцы и педагоги должны научиться мыслить системно и стратегически, учитывая сложные контексты и вызовы времени. Они должны понимать закономерности социально-эмоционального развития детей и уметь развивать такие компетенции, как коммуникация, коллаборация, креативное и критическое мышление, цифровая грамотность. Здесь у образовательных организаций много пробелов, поэтому управленцам и педагогам начинать надо с себя. — Чему специалисты МГПУ обучают управленцев и педагогов Калужской и Ярославской областей? — В целом, комплексная задача команды специалистов МГПУ заключается в запуске проектов развития школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, нацеленных на создание личностно-развивающей среды. А это предполагает сначала повышение квалификации управленцев, а потом и педагогов. Ведь им потребуется вносить изменения в образовательные программы и процессы, в предметно-пространственное окружение в каждом детском саду и школе и в общий уклад жизни. Все эти аспекты были затронуты в ходе обучения управленцев образовательных организаций из Калужской и Ярославской областей по программе "Развитие личностного потенциала". Управленческий модуль программы включал шесть частей: "Смыслы и цели", "Среда", "Когнитивное развитие", "Эмоциональный интеллект", "Технологии" и "Решения". Нам было важно познакомить слушателей с современными трендами образовательной политики, организационно-управленческими моделями школьного образования и новым поколением образовательных результатов, а также способами их измерения. Мы уделили внимание развитию креативности и эмоционального интеллекта. Команды управленцев под руководством наших специалистов разработали концепции проекта развития личностно-развивающей образовательной среды для своих организаций. К марту 2019 года эти концепции будут доработаны и предстанут уже в виде полноценных проектов развития, которые будут защищаться школьными командами перед экспертами. А затем предстоит их полноценное внедрение в жизнь образовательных организаций. — Почему эти компетенции и навыки актуальны сегодня? — Новые образовательные стандарты предполагают перестроение не только учебных программ и процессов, но и всей образовательной среды наших школ. Некоторое время назад школьные команды провели самооценку своих организаций с помощью методики профессора МГПУ Витольда Ясвина. Результаты этого исследования показали, что существующая среда, при ее внешнем благополучии, исправно формирует карьеристов и конформистов. Это значит, в ней надо что-то решительно и быстро, но без вреда для детей, менять. Обновленная образовательная среда будет благоприятствовать развитию наиболее ценных качеств личности, на этой почве смогут дать продуктивные всходы семена современных психолого-педагогических методик и технологий. Но для начала нужно осмысленно и твердо взять курс на создание среды, сообразной с закономерностями детского развития. — Каких результатов вы ожидаете от программы повышения квалификации? — Мы ждем реально осуществленных, доведенных до результата проектов, которые будут вдохновлять другие школы, могут стать лучшими практиками и стажировочными площадками в регионе. Проектов, которые помогут изменить атмосферу в образовательной организации, сделать ее более открытой и доброжелательной. Хотелось бы, чтобы работа по реализации проектов каждым участником образовательных отношений воспринималась как ценная и осмысленная, а еще — доставляла удовольствие как от процесса, так и от получаемых результатов. — Планируется ли проведение этой программы в других регионах? — Программу повышения квалификации "Развитие личностного потенциала" после Калуги и Ярославля ожидает масштабирование еще на 28 регионов России. Эта программа, во-первых, отвечает живому запросу от регионов (первые отзывы показали ее высокую востребованность), и, во-вторых, она адекватна возможностям ее инициаторов и участников. Как любит говорить эксперт МГПУ Александр Моисеев: "Коллеги, мы с вами обречены на успех. Всё равно лучше нас никто не сделает".

Педагогов из регионов учат создавать развивающую среду для учеников
© РИА Новости