Войти в почту

"Просвещение" исправило учебник, где говорится о захвате Россией у Китая Амурской области

ТАСС, 11 декабря. Издательство "Просвещение" внесло правку в учебник по истории для учащихся восьмого класса, содержание которого вызвало споры в Амурской области. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе издательства. Ранее местные СМИ сообщали, что один из жителей Благовещенска возмутился формулировками учебника по истории, по которому учится его ребенок в гимназии №1. В частности, там говорится, что в XIX веке Россия захватила Амурскую область. "Хаосом в Китае поспешили воспользоваться европейцы. Англия и Франция развязали Вторую "опиумную войну" 1857-1860 годов и получили доступ к внутренней торговле Китая. Россия захватила Амурскую область, Франция - часть вассального Китаю Вьетнама, Япония - некоторые острова. Однако именно с помощью англо-французских войск удалось подавить восстание тайпинов", - говорится в тексте учебника. "При доработке в учебник Медякова А. С., Бовыкина Д. Ю. "История. Новое время. Конец XVIII - XIX вв." для 8 класса уже была внесена правка относительно фразы, вызвавшей резонанс. В новый федеральный перечень был подан обновленный учебник", - сообщили в издательстве. Сейчас фраза о захвате Россией у Китая территории Амурской области в обновленном учебнике отсутствует: "Хаосом в Китае поспешили воспользоваться европейцы. Англия и Франция развязали Вторую "опиумную войну" 1857-1860 гг. и получили доступ к внутренней торговле Китая. Франция захватила часть вассального Китаю Вьетнама, Япония - некоторые острова. Однако именно с помощью англо- французских войск удалось подавить восстание тайпинов". В "Просвещении" уточнили, что учебник с указанной фразой был в предыдущем федеральном перечне, который, однако, действует и сейчас. При подаче в новый федеральный перечень учебники были проверены, при необходимости в них внесли коррективы. "С начала января мы запускаем акцию по оперативному сбору комментариев и замечаний, касающихся учебников и других продуктов группы компаний "Просвещение". Прямая коммуникация с учителями, школьниками и их родителями поможет сделать их еще более качественными и современными", - пояснили в издательстве. Реакция властей При этом, как считают в министерстве образования и науки Амурской области, гимназия №1 Благовещенска не нарушила закон, используя данный учебник по истории для учащихся 8 класса. "Учебник состоит в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, таким образом, образовательная организация ничего не нарушила, использовав его в работе... Дополнительно вопрос проработан педагогическим сообществом Амурского областного института развития образования. По итогам формируются рекомендации, которые будут направлены в Министерство просвещения РФ", - сообщили ТАСС в министерстве. Мнение научного сообщества Ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Игорь Лукоянов в беседе с корреспондентом ТАСС высказал мнение, что подобная трактовка исторических событий в учебнике представляется неуместной. "В 1858-1860 годах была серия договоров: Айгунский (заключенный в 1858 году, установивший границу по реке Амур, - прим. ТАСС), Тяньцзиньский договор, Пекинский договор. Последний заключался в следующих обстоятельствах: во время Второй Опиумной войны (1856-1860) русский дипломат Николай Игнатьев выступил посредником между Китаем и Западными державами - Англией и Францией, - ему удалось достичь соглашения о том, что европейцы не будут штурмовать Пекин", - рассказал Лукоянов. Как считает декан факультета исторических и политических наук Томского госуниверситета, кандидат исторических наук Евгений Луков, необходима профессиональная экспертиза учебников по истории, которые вызывают даже малейшие сомнения. "Все зависит от исторического контекста, применяемой теории, подхода. В любом случае, нужна экспертиза ученых, которые этой тематикой занимаются профессионально, пишут научные работы на данную тему. Только в этом случае историческая экспертиза будет качественной", - сказал он.