Войти в почту

Колледжи не для троечников: конкуренция стимулирует развитие системы СПО

Среднее профессиональное образование (СПО) в России сегодня активно развивается. Все больше семей выбирают раннюю профессиональную подготовку для своих детей, не отказываясь при этом от планов на продолжение обучения в вузе. Как меняется ситуация с подготовкой кадров для производства? Как влияет на жизнь колледжей развитие чемпионатов профессионального мастерства? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал директор Сургутского политехнического колледжа, отличник профессионально-технического образования Российской Федерации Вадим Шутов. - Вадим Николаевич, еще не так давно считалось, что в учреждения среднего профессионального образования идут учиться одни троечники. Можно ли утверждать, что ситуация изменилась в лучшую сторону? - К сожалению, мнение о том, что колледж – это место для неудачников, которые не могут претендовать на высшее образование, до сих пор распространено. На самом деле, конечно, это не так. Сегодня многие колледжи по материально-технической базе не уступают вузам, их популярность растет. К нам уже приходят поступать и отличники. К школах про них говорят, что они боятся сдавать ЕГЭ, но чего бояться ученику, у которого средний балл - 4,5 и выше? Сегодня семьи могут выбирать разные образовательные траектории для детей. Преимущество колледжа в ранней специализации. Молодой человек уже в 15-16 лет начинает приобщаться к профессии. Это не закрывает ему дорогу к получению высшего образования. Вузы с большим удовольствием принимают выпускников СПО, потому что те многое знают и умеют, их проще учить и вести дальше, с ними можно выстраивать партнерские отношения. С ростом популярности колледжей возникает другая проблема: теперь троечники не могут туда поступить. Родители ожидали, что их ребенок окончит девять классов, получит рабочую профессию и начнет работать, но эта схема перестает работать. Говорят, что для таких молодых людей будут создаваться центры опережающей профессиональной подготовки, которые за полгода обучат их, дадут им какую-то квалификацию и направят их на производство. Но возьмут ли на производство несовершеннолетнего? Я сомневаюсь. Даже если так, то когда начнется массовый выпуск "краткосрочников", на работу возьмут одного из пяти. Куда же денутся остальные? Это тоже достаточно серьезная проблема. - Сегодня все большее число учащихся колледжей начинают участвовать в чемпионатах профессионального мастерства по стандартам WorldSkills. Как вы оцениваете эту тенденцию? - Движение WorldSkills создает определенную конкурентную среду. Еще пять лет назад в пробном чемпионате было всего пять компетенций, наш колледж в участвовал в четырех из них, и в каждой мы заняли первое место. Тогда было видно, что у участников слишком разный уровень подготовки, и наши ребята даже не слишком радовались победе из-за отсутствия конкуренции. Сейчас конкуренция между участниками возрастает, и уже в прошлом году она была очень сильной. В то же время, растет и конкуренция внутри колледжей за право участвовать в WorldSkills. Третья хорошая тенденция – устанавливаются единые стандарты WorldSkills от Калининграда до Владивостока. В каждом регионе будет минимум одна базовая площадка для подготовки участников, оборудованная по мировым стандартам. Конечно, и здесь есть свои проблемы. Возникла практика, когда для участия в чемпионатах руководители колледжей выбирают двух-трех человек, освобождают их от занятий и начинают натаскивать на результат. Помните, раньше у нас были такие спортсмены-"любители", которые числились слесарями на заводах, а на самом деле целыми днями гоняли мяч? Конечно, трудно будет сравнить результаты того, кто готовится к чемпионату в свободное от учебы время, и того, кто фактически не учится, а занимается только подготовкой. Но я думаю, эта проблема со временем отпадет, потому что введение демонстрационного экзамена по многим компетенциям WorldSkills, даст реальную оценку уровню квалификации специалиста. - Что дает учащимся победа в чемпионате? - Каждый регион решает этот вопрос по-своему. В нашем регионе создается реестр победителей, чтобы работодатели могли их найти. Победителям и призерам выплачивается премия губернатора, часто дополнительные премии выплачивают учебные организации. В прошлом году для победителей и их наставников была организована стажировка в Южной Корее. Но даже если бы премий и стажировок не было, ребята все равно продолжали бы участвовать в этих соревнованиях, интерес к ним достаточно серьезный. - Сургутский политехнический колледж – один из крупнейших в России. Каким из направлений подготовки вы, как руководитель, довольны больше всего? - Прежде всего, это транспорт, у нас достаточно хорошая учебная база. Еще у нас хорошо обучают всему, что связано с электрикой и автоматизацией технологических процессов производства. Ведь современный электрик должен уметь работать с контроллерами, программировать, знать системы "умный дом", "умный офис" и так далее. Наши ребята уже со второго курса начинают программировать и к четвертому курсу делают действительно интересные вещи. У нас очень хорошая подготовка для сферы услуг – это общественное питание, все, что связано с торговлей, парикмахерское искусство. Сочетание хорошей базы и опытных кадров дает высокую результативность. Наши учащиеся регулярно становятся победителями и призерами разных конкурсов. Также у нас тоже хорошая база для обучения IT-технологиям. Единственная проблема – дефицит кадров. Для хороших, квалифицированных специалистов в колледже уровень оплаты труда ниже, чем на производстве, плюс большой объем отчетной бумажной работы. Конечно, хотелось бы решить эту проблему, ведь мы должны готовить специалистов для цифровой экономики. - Работодатели помогают вам в подготовке специалистов? - За последние 7-8 лет работодатели повернулись к колледжу лицом. Раньше, в 1990-е годы, приходилось слышать: "Зачем вы нам нужны? Лучше я еще один самолет с вахтовиками закажу и решу все проблемы". Но сегодня квалифицированные работники стали находить себе работу по месту жительства, а неквалифицированных возить нет смысла. Кроме того, на постоянного работника можно рассчитывать. Закончив рабочий день в пятницу, он знает, что в понедельник вернется и продолжит работу, чего не скажешь о тех, кто работает вахтами. Еще один важный момент – недостаток людей на производстве молодого и среднего возраста, почти все токари и фрезеровщики – люди предпенсионного или пенсионного возраста. Предприятиям нужны молодые кадры, но, к сожалению, нет государственной политики, которая реально стимулировала бы их подготовку. - Предприятия заказывают вашему колледжу подготовку сотрудников? - Бывает, что предприятие помогает колледжу, берет на практику ребят и трудоустраивает их. Но нет механизма закрепления кадров. Выпускник колледжа прошел на предприятии хорошую практику, стал специалистом, пришел туда на работу, осмотрелся, увидел, что "за забором" заработная плата больше, уволился и работает на новом месте. Разумеется, после этого работодатели не хотят возиться с подготовкой кадров. Раньше была система работы по распределению - не менее двух лет для выпускника системы СПО и трех лет – для выпускника вуза. Сейчас этого нет, и у работодателей нет серьезной заинтересованности в подготовке квалифицированных кадров. Во многих странах предприятия, независимо от формы собственности, часть прибыли направляют в фонды, которые финансируют подготовку кадров. А когда подготовленных кадров много, возникает дефицит рабочих мест, и тогда уже специалисты стремятся к работодателям. Надеюсь, эта проблема со временем будет решена и у нас.

Колледжи не для троечников: конкуренция стимулирует развитие системы СПО
© РИА Новости