Войти в почту

На днях в ЦИК партии «Единая Россия» состоялся круглый стол на тему «Об исследовании компетенции учителей». Заместитель министра просвещения Павел Зенькович заявил, что апробация новой модели аттестации учителей запланирована на первое полугодие 2020 года. По его словам: «Модель, которую мы создаем, определяет будущее системы образования, работу учителей на десятилетия». Внимание Минпросвещения к подготовке учительских кадров заслуживает похвал. Ведь «кадры решают все». Однако чтобы кадры решали поставленные перед ними задачи необходимо обеспечить им условия работы. Основным инструментом преподавательской работы являются школьные учебники. Педагог может творчески преподносить материал во время урока, но готовить домашние задания ученики будут по учебникам. Система конкурсного отбора учебников разных издательств была создана в 90-е годы. Она обеспечивала выбор учебных пособий для учителей. Эту систему можно было дальше совершенствовать, но последние 5-7 лет происходит обратный процесс. Из ФПУ (федерального перечня учебников) вытесняются учебные пособия некоторых издательств, а вместо них порою оказываются учебники издательства «Просвещение». Новость о намерении Минпросвещения сократить список ФПУ на 30% вызывает недовольство среди педагогов и экспертов, поскольку столь значительное сужение выбора учебников усложнит составление индивидуальных программ обучения. Процедура отбора учебных пособий, по мнению многих экспертов, происходит кулуарно, «наверху». Критерии отбора учебников зачастую непонятны. «Процедура экспертизы должна быть действительно независимой и с открытым именем эксперта – когда эксперт дорожит именем и, все знают, что это квалифицированный эксперт, — считает ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства ВШЭ Алексей Обухов. — Например, что учебник математики инспектируют не специалист по русскому языку, а все-таки специалист в области математики. Просто были уже такие случаи. Кроме того, это странная идея и задача, потому что квалификационная экспертиза должна делаться не ради сокращения списка учебников, а для оценки их соответствия определенным критериям и нужному уровню». Проблема оказалась настолько серьезной, что возникла необходимость в проведении социологического опроса среди учителей. ВЦИОМ провел в октябре исследование и выяснилось, что 33% респондентов отметили, что за последние 5-7 лет ряд учебных пособий необоснованно исключались из ФПУ. Авторы учебников даже обратились с открытым письмом к президенту Владимиру Путину с просьбой проверить процедуру и результаты дополнительной экспертизы учебников 2018г. Депутат Госдумы Тамара Плетнева направила премьер-министру Дмитрию Медведеву депутатский запрос, в котором обратила внимание на монополизацию рынка учебников издательством «Просвещение». Доля издательской группы в госзаказе приблизилась к 70%. В ходе выступления на «круглом столе» по теме новой модели аттестации учителей Павел Зенькович обратил внимание собравшихся, что к апробации модели привлекались учителя в качестве экспертов. Если у Минпросвещения уже есть успешный опыт взаимодействия с учительским сообществом при разработке модели аттестации, то почему бы не применить этот опыт и к процедуре выбора учебных пособий? В противном случае педагоги, лишенные возможности выбирать нужные им учебники, не смогут применить на практике все свои профессиональные навыки. И новая модель аттестации, на итоговую апробацию которой выделено 15 млрд рублей, потеряет смысл. Лучший футболист мира не забьет гол, если в его распоряжении плохой мяч. Преподаватель не может работать без качественных учебных пособий. Повышение прозрачности процедуры выбора учебников и создание равных условий конкуренции для издательств позволят системно решить проблему и создать условия для эффективной работы учителей в школах.

Учителя просят слова
© Карельские вести