Кадровый вопрос
Кадровый вопросОдним из флагманов региональной промышленности в Нижегородской области остается радиоэлектроника. Вклад предприятий этой отрасти в экономический рост невозможно переоценить. Как обстоят дела с подготовкой высококвалифицированных кадров для предприятий радиоэлектроники, интересуемся у руководства ведущих вузов области. Николай Бабанов, проректор по научной работе Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (НГТУ): — Наш институт радиоэлектроники и информационных технологий (ИРИТ), как бы он ни назывался в своей истории, всегда был одним из ведущих подразделений вуза. Спектр предприятий, с которыми мы взаимодействуем, охватывает практически всю радиоэлектронную промышленность региона. Это и филиал ВНИИ экспериментальной физики НИИИС им. Ю.Е. Седакова, и ННИИРТ, и НИТЕЛ, завод им. М.В. Фрунзе, НПП «Полет». Ведь в свое время новые предприятия не создавались там, где невозможно было подготовить для них кадры. И, соответственно, заказ вузам на подготовку кадров очень прочно увязывался с потребностями промышленности. Эта связка очень хорошо работает и по сей день. В годы бурного развития ИТ-сферы подготовка инженеров-айтишников тоже начала бурно развиваться в нашем университете. Сейчас наши специалисты совместно с коллегами из зеленоградской компании «Миландр» работают над созданием отечественного автомобильного радара, без которого развитее автомобилестроения в направлении беспилотных машин невозможно. Кафедра прикладной математики НГТУ вместе с ВНИИЭФ разрабатывает российское программное обеспечение. Хорошие заделы есть в распознавании различными техническими устройствами образов, вопросах, связанных с безопасностью на дорогах. Кстати, первая 3D модель Нижегородского кремля была создана в стенах технического университета. Можно сказать, точек взаимодействия НГТУ и предприятий радиоэлектроники масса. Но кадров, которых Политех готовил для отрасли, действительно, не хватает. Отрасль развивается бурными темпами. А вуз работает в рамках контрольных цифр приема, госзадания, которое нам устанавливает федеральное правительство. Мы можем выходить за них только в рамках внебюджетного приема. Здесь есть свои проблемы. Каждый студент оценен в определенном количестве денежных знаков. Технический специалист стоит дорого, не каждый абитуриент готов выложить такие деньги. Если же это сделает за него предприятие, это будет во благо и самому студенту, и работодателю, и университету. Мы готовы к такому варианту. Готовы ли предприятия, другой вопрос. Мы вкладываемся в подготовку специалистов своим оборудованием, интеллектом преподавателей. В этом вопросе у нас установилось хорошее взаимопонимание со многими партнерами, НИИИСом, Арзамасским приборостроительным заводом, другими предприятиями, где понимают: чтобы получить классного специалиста, надо вкладываться в него уже на студенческой скамье. Это и базовые кафедры предприятий, и совместные проекты, в которых участвуют и предприятия, и вуз. Это одна дорога, по которой надо двигаться вместе. Едва ли не каждый месяц НГТУ заключает соглашения о стратегическом сотрудничестве с промышленными фирмами, включающие и подготовку, и переподготовку кадров, и выполнение научно-исследовательских работ, и консалтинговые услуги. У нас есть возможности по корректировке учебных планов, по адаптации их под интересы конкретных работодателей. Что особенно актуально для ИТ-сферы, студенты старших курсов уже работают по специальности, уже трудоустроены. Совместная подготовка кадров – неотъемлемая часть современных взаимоотношений предприятий и вузов. Качество подготовки школьников для учебы в вузах оставляет желать лучшего. Хотя Нижегородская область сопротивлялась введению ЕГЭ до последнего, последствия этой системы ощущается и у нас. Система единого госэкзамена, к сожалению, приводит к снижению планки у школьников. На экзаменах была возможность выявить в человека способность логически мыслить, а не зазубривать учебник. Сейчас же вузы вынуждены заниматься вопросами, связанными с доподготовкой будущих абитуриентов. Речь идет о необходимости привить в самого раннего детства любовь к техническому творчеству. Во-вторых, нужно выявлять склонность человека к определенной профессии. В этом вопросе в НГТУ делается немало, ведется работа со школами, с учреждениями дополнительного образования. В последние годы мы видим, что в технический университет приходят ребята замотивированные к получению инженерной специальности. Виктор Казанцев, проректор по научной работе Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ): — Университет Лобачевского имеет серьезные, проверенные десятилетиями совместной работы связи с радиоэлектронными предприятиями Нижнего Новгорода. Среди крупных предприятий можно отметить филиал «РФЯЦ-ВНИИЭФ» ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова, АО «НПП «Салют», АО «ФНПЦ «ННИИРТ», ННПО им. М.В. Фрунзе, Завод им. Г.И. Петровского и многие другие. Современный этап развития радиоэлектронной индустрии характеризуется все большим взаимодействием предприятий и вузов. Это объясняется как необходимостью омоложения трудовых коллективов, так и существенным расширением спектра задач, которые ставятся перед радиоэлектронными предприятиями региона. Важно не только внедрение перспективных технологий для проектирования и изготовления уникальных изделий военного, космического и иного специального применения, которыми славится нижегородская промышленность, но и освоение спектра изделий гражданского назначения. Эти задачи могут быть решены только совместными усилиями вузов и предприятий. Например, в уходящем году существенно изменился порядок проведения научно-исследовательских и производственных практик, которые студенты проходят на промышленных предприятиях. Важно, что в последние год-два существенно увеличилось количество аспирантов, которые обучаются в ННГУ без отрыва от работы на промышленных предприятиях. Хотелось бы использовать эти механизмы более глубоко и серьезно. Например, расширить спектр совместных НИОКР. Хотя такая работа сейчас и ведется, но ее объемы могут быть существенно увеличены, так чтобы эффективность подобного взаимодействия начала приносить предприятиям более значительную пользу и прибыль. Количество желающих поступать на математические, физические и радиофизические факультеты, как правило, является величиной более-менее стабильной и лишь плавно изменяется в связи с медленными (десятилетними) колебаниями количества абитуриентов в целом. Поэтому проблем с набором первого курса у нас нет. Причем 80-90% первокурсников имеют баллы ЕГЭ выше 210-215, а то и 240-250, в зависимости от факультета и специальности (направления подготовки). Поэтому заниматься с такими ребятами приятно, но и ответственно. Мы стараемся, чтобы качество нашей подготовки не отличалось, а во многом и превосходило качество подготовки в ведущих столичных вузах. И в этом серьезно преуспели, как показывают результаты всероссийских и мировых олимпиад как по физике, так и по информатике. Важно, что для подготовки будущих специалистов промышленных предприятий есть возможность привлекать ведущих сотрудников этих предприятий для работы как со студентами младших курсов, так и с абитуриентами для профориентационной работы. Знаний абитуриентов вузам во все времена было мало, потому что хочется учить перспективному и очень-очень новому, а значит сложному. Но приходиться вначале объяснять простые законы и формулы, в том числе и повторять школьную программу. Поэтому мы стараемся как можно раньше подключиться к учебному процессу подготовки, то есть начать заниматься с ребятами еще когда они учатся в 9-11 классах. Кроме этого, мы продолжаем традицию школьных олимпиад и вечерних (воскресных) курсов для повышения знаний абитуриентов. В свете подготовки будущих сотрудников промышленных предприятий особое внимание хотелось бы обратить на практику проведения Учебно- Исследовательских Работ (УИР) для школьников. Действующая в ННГУ им. Н.И. Лобачевского своеобразная УИР-олимпиада ежегодно проходит на естественнонаучных факультетах (институтах) и здорово отличается от обычных олимпиад, где школьники просто решают задачи. В рамках УИР школьники в течение нескольких месяцев готовят что-то вроде маленькой курсовой и/или дипломной работы, похожей на выпускную работу студентов 5-6 курсов, но конечно, в рамках материалов учебной школьной программы. Каждому школьнику выделяется персональный преподаватель-руководитель, также, как и у студентов старших курсов. Получается своеобразная репетиция будущей студенческой жизни. Важно то, что здесь побеждают прилежание и желание научиться, а не только навыки в решении задач повышенной сложности. Такие ребята нам очень нужны, даже если их средний балл ЕГЭ (и/или отметки в школе) и невысоки, но есть интерес к практической деятельности, как в плане проведения экспериментов, так и компьютерного моделирования в области радиофизики, полупроводниковых технологий, проектирования радиоэлектронных устройств и т.п. Именно эти навыки существенно помогут ребятам найти себе хорошую работу в дальнейшем на нижегородских радиоэлектронных предприятиях.