ФИРО РАНХиГС рассказал о планах на будущее и результатах исследований
Москва, 22 ноября. В Москве прошла пресс-конференция "Федеральный институт развития образования (ФИРО) РАНХиГС: перезагрузка и результаты исследований" Открыл пресс-конференцию ректор Президентской академии Владимир Мау. "Мы понимаем, что акцент на развитии образования и человеческого капитала не есть проблема чисто финансовая. Это не о том, как потратить деньги… это прежде всего о стандартах, о формах работы и о содержании образования. И важнейшей задачей современного образования является непрерывный характер", — сказал Владимир Мау. Он отметил, что непрерывного характера образования требует современный мир в ответ на постоянные изменения, происходящие в сфере технологий. Из-за этого не всегда удается предсказать, какие профессии будут в приоритете в ближайшем будущем, что становится причиной неопределенности. Владимир Мау подчеркнул, что неопределенность, в свою очередь, требует развития общих компетенций — навыков, которые могут быть применены в любой профессии. "Наша (с ФИРО) задача — объединить исследования высшего и поствузовского образования, в которых традиционно сильна академия, с исследованиями дошкольного и школьного образования", — добавил ректор. О важности работы в условиях неопределенности говорил и научный руководитель ФИРО РАНХиГС Ефим Коган. По его словам, одним из основных направлений деятельности Института должна стать необходимость конвертировать различные стратегии властей в задачи для различных отраслей, а также формирование адаптационного потенциала человека. Это необходимо, чтобы в условиях малопрогнозируемого будущего, когда нельзя определить, с чем предстоит столкнуться следующему поколению, люди могли быстро встраиваться в принципиально новые задачи, цели, ситуации. Директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов рассказал, что институт ведет целый ряд исследований, которые затрагивают все уровни образования: начиная от разработки мер по модернизации среднего профессионального образования и исследований, посвященных профориентации школьников, до развития психолого-педагогических служб в системе среднего образования и проекта преподавания национальных языков. Также в ФИРО РАНХиГС разрабатываются специальные программы для детей с расстройствами аутистического спектра, поскольку, по словам Дулинова, важно заниматься с такими детьми с раннего возраста, а также методические комплексы по борьбе с буллингом. По словам Максима Дулинова, хотя само явление буллинга со стороны детей не является новым ни в нашей стране, ни в мире, но есть еще вид буллинга еще только предстоит осмыслить, исследовать и найти пути искоренения. — это буллинг учителей в отношении детей. Сегодня мы планируем исследования, которые позволили бы нам ответить на вопросы: Что порождает такой тип учительского поведения? Какие компетенции не сформированы у такого учителя? Какой тип помощи ему нужен? Директор по стратегии и методологии ФИРО РАНХиГС, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко отметила, что в сферу деятельности ФИРО относится не только национальный проект "Образование", но и многие другие, например, проект по улучшению демографической ситуации в стране и развитию науки, которые затрагивают вопросы дошкольного образования и переобучения соответственно. "Поставлена задача в два раза снизить бедность, но снижение бедности не достигается только финансовыми средствами. Одним из важнейших инструментов снижения бедности является как раз развитие образования, и встраивание нашей деятельности в это направление мне представляется крайне серьезным на будущее", — добавила она, отметив, что одним из основных драйверов развития экономики в стране становится среднее профессиональное образование. ФИРО перешел в состав РАНХиГС на основании распоряжения Правительства РФ № 295-р от 22 февраля 2018 года. Основные направления деятельности института направлены на социокультурную и организационно-экономическую модернизацию образования, совершенствование экспертизы соответствующих целевых программ и проектов. ФИРО призван также обеспечивать высокий методологический уровень профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для системы образования.