Войти в почту

Корреспондент «ВМ» узнал, как проходит день московской шестиклассницы

Российские школьники, по данным международного исследования PISA, тратят на учебу 60 процентов своего времени. Наши ребята — одни из самых загруженных в мире.

Корреспондент «ВМ» узнал, как проходит день московской шестиклассницы
© Вечерняя Москва

Эксперты утверждают, что эффективность от большого количества домашнего задания нередко бывает нулевая. Корреспондент «ВМ» решил выяснить, так ли это, и узнал, как проходит обычный учебный день московского школьника. 12-летняя Карина Шамилова учится в шестом классе школы №1311. Утро девочки начинается рано. В 6:40 она просыпается, умывается и собирается в школу.

— У нас есть традиция с папой — когда встаем, обязательно обнимаемся, — рассказывает она. После утреннего посещения ванной Карина идет на кухню, чтобы собрать себе еду в дорогу. Живет она далеко от школы, поэтому с утра завтракать дома она не успевает.

— Выезжаем в школу заранее, чтобы успеть добраться по пробкам, — говорит Карина. По дороге на учебу школьница успевает перекусить и спеть песни вместе со своими младшими сестрами, Аней и Эвой. Они тоже едут в школу вместе с ней.

Уроки начинаются в 8:30 утра, но уже в 8:28 Карина сидит за партой.

— Я стараюсь не опаздывать, а то педагоги ругаются, — поясняет она.

Правда, бывало пару раз, что из-за проблем на дорогах девочка сильно задерживалась и не успевала войти в класс до звонка.

Обычно в день семь уроков, они длятся до 15 часов. Но на этом учебный день Карины не заканчивается. Впереди — еще масса всего интересного.

— В понедельник и пятницу я хожу на синхронное плавание, — рассказывает она. — Оно длится три часа. Эти занятия проходят недалеко от дома, где живет Карина, так что после школы ее забирают родители и везут туда.

На дорогу уходит около часа. — Домой я прихожу примерно в 20 часов, ужинаю и сразу сажусь за уроки, — добавляет школьница.

Во вторник и четверг девочка ходит в музыкальную школу — там она играет на фортепиано. В среду тоже музыкальная школа, только в этот день она изучает сольфеджио и другие предметы, которые нужны, чтобы играть на инструменте.

— А еще я занимаюсь китайским языком по воскресеньям и изучаю английский по вторникам и пятницам, — говорит она.

На отдых у Карины есть только суббота, и то часть дня она посвящает урокам. — Конечно, устаю, но все эти кружки я выбрала сама, и мне нравится их посещать, — отмечает шестиклассница.

На вопрос, не хотелось бы ей, чтобы домашние задания отменили, девочка уверенно отвечает: ни в коем случае.

— Они очень нужны, потому что так мы можем повторять материал, закреплять полученные на уроке знания, — считает она.

При всей загруженности Карина умудряется соблюдать строгий режим — ложится спать она не позже 22 часов.

— В 12 часов ночи бывает только летом или во время каникул, — добавляет она. К слову, шестиклассница учится на одни пятерки, участвует в олимпиадах и мечтает стать терапевтом или депутатом.

— Мне нравится работа парламентариев, она кажется очень интересной, — объясняет столь необычный выбор девочка.

Правда, пока точно будущую профессию Карина не выбрала. Да и зачем, когда есть еще достаточно времени, чтобы определиться. Единственное, в чем она уверена на 100 процентов, — хочет поступить в хороший университет.

РАСПИСАНИЕ

06:40 — подъем. Карина встает, умывается, обнимает папу и идет собирать еду в контейнер.

07:30 — отъезд в школу.

Вместе с младшими сестрами девочка садится в машину и едет на занятия. Попутно она ест завтрак, который положила себе в контейнер.

08:28 — начало первого урока. Карина уже сидит за партой и ждет звонка.

15:00 — конец уроков.

Девочка идет в раздевалку, одевается, садится в машину и едет на дополнительные занятия. Либо это синхронное плавание (понедельник и пятница), либо музыкальная школа (вторник, среда и четверг).

15:45 — начало дополнительных занятий.

17:00 — начало второго дополнительного занятия.

19:00 — дополнительные занятия окончены.

Карина идет домой.

19:45 — школьница приходит домой, переодевается.

19:55 — ужин.

20:20 — Карина садится делать уроки. Если задали не очень много, то на них уходит около 30 минут, если домашнего задания много, то она тратит на это около одного часа.

21:30 — шестиклассница идет в ванную, чистит зубы и готовится ко сну.

22:00 — отбой. В это время девочка уже лежит в кровати. Карина знает, что ей рано вставать, поэтому без проблем и капризов соблюдает режим. Даже если не успела сделать уроки к этому времени. Она понимает, что хороший сон — залог продуктивного рабочего дня.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

, учитель английского языка школы №1253:

— Я все максимально стараюсь делать на уроке. Домашнее задание должно быть подготовлено, то есть когда ребенок приходит домой, он должен четко понимать, что будет делать. Домашнее задание не должно быть для него неподъемным, то есть все слова должны быть понятны, грамматическая тема разобрана. Ему остается только что-то повторить или написать, используя уже знакомые слова и грамматические структуры. Задача учителя — максимально облегчить ребенку домашнее задание, и у меня есть свои методы. Например, на своих уроках я выделяю время, чтобы проработать и выучить новые слова, а не задаю на дом изучение слов с нуля.Когда ребенок приходит домой, ему остается только повторить. Оказалось, что это очень эффективно! Еще я использую короткие видеозаписи, в которых объясняю английскую грамматику. Я снимаю их сама. Ребенок может в любой момент дома посмотреть видеоурок, вспомнить пройденное на уроке или, если проболел, наверстать упущенное. На мой взгляд, совсем отменить домашние задания конкретно по-моему предмету не получится. Английский язык требует практики, слова нужно постоянно повторять, иначе наработанные навыки можно потерять. При этом я, конечно, стараюсь не задавать на дом очень много, ведь я понимаю, что помимо моего предмета есть и другие. Это цивилизованный подход, которого придерживаюсь я и те, кто меня окружает.

, председатель комиссии по образованию:

— Вопрос перегрузки школьников отнюдь не новый. И это проблема, которая обсуждалась в советские времена, в период перестройки. Вне сомнения, вопрос этот возникает не на пустом месте. Тут на стыке стоят несколько проблем. Первая из них — желание ребят и их родителей максимально взять от учебного процесса все, что можно. Вторая — зачастую в представлении учителя его предмет является исключительно важным и находится в приоритете по отношению ко всем остальным. Нельзя сбрасывать со счетов и ситуацию, когда мы имеем дело с неполной профессиональной ответственностью учителей, когда они полагают, что значительную часть педагогической образовательной задачи можно решить через большой объем домашних заданий. Все это действительно может выливаться в перегрузку учащихся.Проблема эта решается школами через диалог с педагогами, родителями, детьми. Нужна золотая середина. Но отменять домашние задания совсем не выход. Есть предметы, для изучения которых необходимо заниматься дома.

, директор школы «покровский квартал»:

— Современные школьники по нашим данным загружены значительно. Мы проводили формальный анализ дня ребенка (где учитывали временные затраты на учебу в школе, посещение кружков и секций и выполнение домашних заданий), который показал, что среднестатистический ребенок действительно перегружен.Более 90 процентов детей еще посещают занятия в системе дополнительного образования. Это хорошо. Но, намой взгляд, родителям стоит внимательно отнестись к своим детям и не стараться любым способом запихивать ребенка в кружки, лишь бы не болтался без дела. Главный ресурс высвобождения времени — сокращение неэффективных домашних заданий. Я уверен, что осваивать образовательную программу нужно в полном объеме во время урока, и отсутствие домашних заданий при высоком качестве освоения образовательной программы — признак высочайшего профессионализма учителя. Мы, педагоги, сегодня еще не научились уважительно относиться ко времени наших школьников, именно в этом состоит корень проблем.