Войти в почту

Цифровизация образования потребует изменений в законодательстве, считают сенаторы и эксперты

К 2020 году более полумиллиарда жителей нашей планеты будут получать образование дистанционно — с помощью онлайн-курсов. И в этой связи России важно вписаться в глобальный тренд, чтобы не попасть в число отстающих, заявил директор департамента госполитики в сфере высшего образования и молодёжной политики Минобрнауки Артемий Рожков. Переход образовательной сферы в цифровую среду стал общемировым трендом. Возможности электронной техники и дистанционного обучения широко используются на всех уровнях образования, начиная от младших классов школы и заканчивая магистратурой. «Мы понимаем, что государства, в которых на сегодняшний день наиболее развиты современные дистанционные цифровые образовательные технологии и которые активно внедряют современные технологии обучения, максимально быстро и в кратчайшие сроки смогут перестроиться под парадигму так называемой цифровой экономики и, соответственно, в перспективе получат преимущество в формировании человеческого капитала», — сказал Рожков, выступая 20 ноября на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвящённых правовым аспектам создания современной и безопасной цифровой образовательной среды. Вместе с тем, считают участники слушаний, процесс перехода на цифровое образование в России тормозится за счёт элементов технологической отсталости (всего 66 процентов общеобразовательных школ имеют доступ к сети Интернет) и некоторых пробелов в законодательстве. Например, согласно действующей правовой базе, граждане могут проходить электронное дистанционное обучение, но не имеют возможности получать полноценное онлайн-образование. «Фактически получается, что уроки мы проводить можем, а курсы и дисциплины — нет. Пока что в нашем законодательстве это делать непозволительно. То есть у нас обучение электронное есть, но нет конечного результата — нет диплома», — пояснила «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова. Она обратила внимание на сложности, которые испытывают образовательные учреждения в плане государственного лицензирования, и предложила «поставить более прогрессивный вектор» в отношении лицензионных соглашений в сфере образования. В частности, предстоит как-то решать вопрос признания дипломов (и других аналогичных документов о получении образования), которые вручаются студентам онлайн-курсов, расположенных на зарубежных интернет-площадках. «Наша задача — создать нормативные документы, которые позволят образовательным организациям войти в правовое русло. Это относится как к дистанционным образовательным организациям, которые полностью реализуют свою деятельность в Интернете, так и к тем организациям, которые используют цифровые средства отчасти — например, отдельные университетские учебные модули и онлайн-курсы», — развернул эту мысль секретарь Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совфеда по развитию информационного общества Сергей Абрамов. «Мы должны создать для них определённое правовое поле — чтобы они действовали легально. И чтобы в конечном счёте обучающиеся получали образовательную услугу на высоком качественном уровне», — добавил он. А завкафедой информационного права, информатики и математики Всероссийского государственного университета юстиции (МПА Минюста России) Андрей Морозов указал на ещё один законодательный пробел. «Если я не пошёл принять зачёт лично, а решил принять его онлайн, меня попросту уволят за нарушение трудовой дисциплины. Поэтому нужно защитить не только права учащихся, но и интересы преподавателей и учителей, а для этого потребуется усовершенствовать нормы Трудового кодекса», — заметил эксперт.