Новые технологии возникают одна за другой. Крепкими специалистами и даже признанными экспертами в новых областях становятся школьники. «Привет, ничего не планируй на пятницу, меня полдня не будет на связи, я сдаю ЕГЭ», — почти нормальное сообщение в рабочем чате IT-конторы. Работодатель не против — программистов-то не хватает. Хакатоны IT-корпорации давно уже не обращают внимание на возраст участников своих хакатонов. В июле 2018 года команда одиннадцатиклассника Александра Воронкова выиграла хакатон GameNode от Mail.Ru — по разработке блокчейн-игр, получила 300 тысяч рублей и предложение о работе. За год до этого в пятёрку лучших команд международного хакатона по компьютерному зрению VisionHack вошла команда одиннадцатиклассника Никиты Крылова: уступив студентам МГУ и МФТИ, она обогнала 25 команд из России, США, Китая, Испании и Великобритании. Там, где речь идёт о «железе», школьники тоже востребованы: среди победителей хакатона CopterHack — школьник (среди организаторов, впрочем, тоже: одиннадцатиклассник Артём Васюник профессионально проектирует коптеры уже года два). Образовательные интенсивы В 2018 году на острове Русский прошёл образовательный интенсив «Остров 10-21». Участвовали в нём 900 взрослых и 100 школьников (авторов ярких проектов, победителей Олимпиады НТИ и других соревнований, выпускников проектных школ). Большую часть программы они учились вместе, и выяснилось, что подростки не тушуются перед сложными задачами, настойчивы, легко и с удовольствием учатся, а кое-кто и превосходит взрослых в профессиональных навыках. Вероятно, таких практик совместного обучения станет всё больше. Детско-взрослые проекты Термин «детско-взрослые проекты» ввели участники Кружкового движения. Сегодня нередко оказывается, что лидером, основным двигателем проекта является школьник, а учитель, например, берёт на себя только организационные функции (или работает на производстве, воплощая идеи своих учеников — когда у молодых изобретателей нет допуска, чтобы заниматься сваркой или работать на фрезерном станке). Многие новые форматы, однако, рассчитаны именно на школьников. Конкурсы и соревнования «Инженеры будущего», «Учёные будущего», конкурс проектных работ «Сириуса», «Преактум», «Энергопрорыв», пул робототехнических соревнований. Победы в конкурсах украшают портфолио, но их популярность связана не только с грамотами. Победители конкурсов, как правило, получают путёвку на проектную школу или другую образовательную программу — то есть возможность перейти на новый уровень. Проектные школы Возможность поработать над реальной, а не учебной проблемой — вот чем интересны проектные школы, которые с 2014 года, со времён школ «Лифт в будущее» проводятся по всей стране. Выездной формат — чтобы ничего не отвлекало от работы, наставники — часто не учителя, а специалисты из из технологический компаний, оборудование, на котором можно быстро прототипировать решение, а главное — задачи, не учебные, а сформулированные настоящими заказчиками. Кому-то нужно привлечь людей в пустующий парк, кому-то — усовершенствовать систему компьютерного зрения для беспилотника. Предложить и внедрить решение за 3 недели проектной школы, конечно, не получится: работа над проектами идёт и после её завершения. Кто-то работает у себя в кружке, кто-то становится сотрудником заказчика. Итак, есть идея проекта, предложен и вариант реализации. Можно сразу искать покупателей для своей разработки: именно этим занят сейчас петербуржец Кирилл Лопатин — создатель системы позиционирования для магазинов. Но когда идея еще сыра, довести её до ума помогают гранты. На один из таких грантов можно подать заявку прямо сейчас и получить полмиллиона рублей. А первым шагом к проектной работе у многих школьников стала Олимпиада НТИ. Она помогает разобраться, какие сейчас самые интересные и при этом доступные школьнику задачи в мире высоких технологий, показывает, как к этим задачам подступиться и чему надо научиться; и, наконец, даёт победителям максимальные баллы ЕГЭ по физике, математике, информатике, биологии, химии и географии при поступлении в ведущие вузы.