Войти в почту

Уроки на дому. Почему родители выбирают для детей домашнее образование

Тема качества образования, которое получают современные дети в школах, волнует каждого родителя и педагога. Бытует мнение, что сегодня школьные программы не отвечают требованиям времени, якобы дети очень загружены в классах, но при этом получают абсолютно бесполезные знания. Желая детям лучшего, а главное более качественного образования, некоторые родители готовы сами стать для них учителями. На начало 2017/2018 учебного года в России около 15 тысяч человек или 0,11% от общего числа учеников 1-9 классов, - выбрали домашнее обучение. Чаще всего на такую форму обучения переводят родители школьников Москвы и Московской области. В Новосибирской области на домашнем обучении находится 138 человек, в Красноярском крае 198, в Оренбургской области – 103. Дети получают знания дома, к ним приходят учителя, которых выбирают родители, либо сами мама и папа выступают в роли педагогов. Почему оренбуржцы решаются на такой шаг, какие советы дают психологи и насколько важно оценивать подобное решение - выяснял корреспондент «АиФ Оренбург». Чтобы было интересно Сын оренбурженки Натальи Ковалевой уже три года учится дома. На новую форму образования его перевели родители после того, как увидели, что ребёнок, учась в гимназии, начал терять интерес к учёбе. «Мы учились в обычном классе до третьей четверти четвёртого класса, - рассказывает Наталья. - Но потом мы с супругом увидели, что сыну стало неинтересно в школе, все задания, которые нам давали на дом, сын выполнял с трудом, буквально со скрипом. И тогда мы приняли решение, что будем сами заниматься образованием своего ребёнка». Переход на новую форму обучения занял около полугода, включая летние каникулы, но для того, чтобы увидеть первые результаты Наталье потребовалось не так много времени. «Перейдя в пятый класс, сын уже точно знал, что хочет учиться на отлично, - отмечает Наталья. - Часто его обучение идёт без отметок, и это дало ребёнку свободу делать ошибки, что непозволительно в школе, потому что там за ошибки наказывают снижением оценок. Сейчас наш сын учится на своих же ошибках. Кроме того, мы постарались сделать так, что предметы, которые ему наиболее интересны, имели связь с жизнью. Ведь часто дети не хотят учиться в школе, потому что там дают ряд энциклопедических знаний, которые никак не связаны с реальностью. А для нас было важно, чтобы ребёнок понимал, что знания важны для дальнейшей жизни, что они действительно пригодятся». Наталья сама училась в обычной школе и в своё время закончила её с золотой медалью, но до сих пор вспоминает об интегралах и логарифмах, с которыми легко справлялась в старших классах, но которые нигде не пригодились ей во взрослой жизни. «Зато такие важные навыки, как ведение семейного бюджета, не преподают ни на одном уроке в школе», - отмечает оренбурженка. На благо ребёнка По словам Натальи, перейти на семейную форму образования не составило никакого труда, а решение не вызвало негатива ни у учителей, ни у руководства школы. «Возможно, нам помогло то, что в нашей школе уже был такой опыт обучения, один школьник находился на семейном обучении из-за того, что глава семьи находился в частых разъездах по работе, отчего семья была вынуждена тоже следовать за ним, поэтому для них было выходом перейти на такое обучение, - говорит Наталья Ковалёва. - Мы написали два заявления: одно в начале учебного года, чтобы нас закрепили за школой, второе - в марте, чтобы дали возможность сдать экзамены». Как ни странно, сложнее было объяснить это решение родным и близким. Они не сразу положительно отнеслись к такому шагу, но семье удалось убедить их, что это делается ради ребёнка его благополучия.. «Сейчас, когда прошло уже почти три года, все увидели, что для нас это действительно идеальная форма получения знаний, - отмечает Наталья. - Сын полюбил иностранный язык и свободно на нём общается, а не просто видит набор правил и текстов в учебнике. Мы можем сами планировать свой день и расписание уроков, а за счёт того, что мы не тратим время на такие уроки, как рисование и труд, мы высвобождаем время для других предметов». При этом, мальчик успешно занимается в спортивных секциях, а главное - не прекратил общения с одноклассниками, участвует в школьных мероприятиях и продолжает дружить с ребятами. По словам Натальи, от семейного образования она видит только плюсы. Конечно, родители не могут преподавать все предметы, поэтому привлекают преподавателей и репетиторов. При этом в семье сами выбирают, по каким программам учиться, на какие предметы делать упор, экономят деньги на школьной форме, завтраках и обедах, а также на взносах в школьные фонды, распоряжаются свободным временем ребёнка и сами формируют режим его дня. Плата - ответственностью В итоге сын Натальи пятый и шестой класс закончил с отличием, он с удовольствием учится и узнаёт новое. За это родителям приходится платить повышенной ответственностью за качество знаний, которые они дают ребёнку. «С одной стороны, семейное образование открывает новые горизонты и предлагает свободу выбора, - говорит оренбурженка. - С другой - накладывает груз ответственности за то, какого учителя ты выберешь, какой учебник или программу посчитаешь более подходящим для ребёнка. Но если грамотно спланировать всё и реально оценить свои возможности, то в итоге можно воспитать умного, грамотного человека, который не боится ошибаться, умеет применять свои знания на практике и чётко знает, к какой цели он идёт». К слову, по данным управления образования городской администрации, помимо названных 103 детей, находящихся на семейном образовании, ещё 10 старшеклассников также принесли в жертву посещение школы и выбрали для себя самообразование. Такое решение чаще всего принимается, исходя из того, что эти школьники планируют потратить больше времени на подготовку к выпускным экзаменам и изучению определённых предметов, которые понадобятся им при поступлении в вузы и выборе будущей профессии. Эти цифры показывают, что некогда непривычные формы обучения детей в ближайшее время будут набирать всё большую популярность, а значит к этому стоит готовиться и учителям, и самим родителям. ПОЗИЦИЯ Не забывать о социализации Екатерина Турляк, психолог: - На мой взгляд, семейное образование «выключает» ребёнка из социальной жизни, Можно, конечно, водить ребёнка на всякие танцы, кружки и секции, но это не то... Семейное образование лишает ребёнка возможности научиться работать в условиях конкуренции, работать в команде, учиться подчиняться, находить общий язык с учителями и сверстниками, лишает возможности научиться добиваться успеха и проигрывать. Это с одной стороны, а с другой, представьте такого ребёнка, впервые оказавшегося в жестких условиях сдачи ЕГЭ? Каково будет его эмоциональное состояние? Школа-это период в жизни человека, когда он приобретает необходимые жизненные навыки, это опыт, который ребёнку необходим для будущей жизни. Что касается родителя, который выполняет функцию учителя, то на мой взгляд мама должна быть мамой, которая поддержит, поможет, расскажет, покажет, поймет, пожалеет...А у учителя функция контролировать, оценивать, где-то потребовать, где-то настаивать, а где-то проявить строгость. У взаимоотношений «учитель-ученик» есть определённый регламент. Если родитель берёт на себя роль учителя, ему придётся брать на себя и его функциии. Как быть, если хочется просто пожаловаться маме, поплакаться, поговорить, а мама в этот момент в роли учительницы, услышит ли она? ТОЧКА ЗРЕНИЯ Важно адекватно оценить силы - свои и ребёнка Елена Либкинд, руководитель общественной организации «Городской родительский комитет»: - Когда говорят о семейном образовании, встаёт вопрос о компенсации родителям тех денег, которые бюджетом заложены на обучение детей именно в школах. Пока в нашем регионе этот вопрос не решён, хотя есть регионы, где нашли выход из этого тупика. Кроме того, семейное образование можно оценивать с точки зрения родителя, и с точки зрения общественного деятеля. В первом случае, я понимаю, что для того, чтобы прийти к такому решению, важно очень тщательно взвешивать свои силы, возможности и готовность взять на себя ответственность за результат. Ведь в итоге, когда ребёнок получит аттестат, а так окажутся не те оценки, которые хотелось бы видеть, то винить за это будет некого, кроме себя. Но если родители готовы в полной мере отдать своё время, деньги (потому что образование на дому обходится недёшево), а главное - отвечать за результат, тогда на выходе мы получим действительно образованного человека, знающего к чему идти и как выбрать пути к этой цели. Что касается общественной точки зрения, то здесь я бы рекомендовала семьям, которые выбрали для своих детей такой вид образования, объединяться в группы и общаться между собой. Это поможет поделиться уже наработанным опытом и подсказать тем, кто только вошёл в этот круг, а также найти тех, кто сможет помочь в решении тех или иных вопросов.

Уроки на дому. Почему родители выбирают для детей домашнее образование
© АиФ-Оренбург