«Мама, мягко говоря, была в шоке»: 4 истории студентов с очень необычными специальностями
Глеб Шигин МГУ им. Ломоносова, космические исследования и космонавтика, 1-й курс Мой выбор был из трёх направлений, если считать именно МГУ: механика мехмата, астрономия физфака и ФКИ (мой факультет). Но так уж сложилось, что на мехмате традиционно много математики, а на физфаке — физики, а мне хотелось чего-то среднего. И вот в МГУ открыли новый факультет — космических исследований, где и математика, и физика, и даже программирование. Однокурсники руководствовались в основном тем же, чем и я: программа сбалансированная, обещают много учить о космосе. Пока прямо интересных предметов сейчас нет: общий курс физики и математики всех сортов и расцветок. Уже на старших курсах должны появиться такие предметы, как астрономия и астрофизика, в программе есть изучение Big Data, машинное обучение, проектирование космической техники. О востребованности специальности сейчас сложно говорить. Само собой, хороший учёный-астроном или инженер-проектировщик космических кораблей — на вес золота, но в данный момент космическая программа конкретно нашей страны не в самом лучшем состоянии. Но, как говорится, не здесь, так там. А там сейчас такие люди очень нужны. Но если и здесь такие люди будут нужны сильнее, чем там, то вообще прекрасно. Само собой, хотелось бы иметь дело с космосом: изучать его, отправлять в него людей, участвовать в этом глобальном угаре современной науки по вселенной. Но это именно какой-то идеальный вариант. Если мыслить более приземлённо, то хочется просто работать в технической сфере, будь то IT, инженерия, матмоделирование или статистика. Мой факультет напомнил мне о моих детских увлечениях космосом. Валерия Михайлова СПбГУ, семитология, 3-й курс Я понимала, что хочу заниматься языками, потому что это то, что у меня получалось и получается. В итоге по баллам я прошла и в НГУ на китаистику, и в СПбГУ на семитологию. Тогда я мало что знала про восточные языки и решила, что если уж начинать их учить, то что-нибудь менее распространённое, чем китайский. Поступление на семитологию даже для меня стало сюрпризом, так же как для родных и друзей. Вообще, первой реакцией, когда я сообщала эту новость, было: «Семитология? А что это?». Ещё спрашивали: «И кем ты будешь после университета?». В общем, люди не совсем понимают до сих пор, чем я занимаюсь. Но, как правило, когда я рассказывала, что такое семитология, друзья радовались за меня — всё-таки это экзотика. Мы учимся во дворце Петра II, в университете очень красиво. А люди, которые преподают у нас, — это известные в востоковедческих кругах учёные, причём мирового масштаба. Это давало и даёт мотивацию развиваться. На первом собрании кафедры нам сказали: «Учиться у нас сложно, но интересно». И не обманули. Восточные языки совсем не похожи на европейские, а у меня это ещё и две разные письменности (арабский, иврит), сначала очень сложно перестроиться на это. Если б мне кто-то сказал два года назад, что я буду читать Библию и Коран в оригинале, — я бы не поверила. Или вот арамейский язык (Иисус Христос на нём говорил, между прочим) — много вы знаете людей, которые его знают? Он мёртвый, конечно, но дополняет картину семитских языков. Мне все предметы нравятся на факультете: всё это необычайно интересно. У нас комплексное образование, то есть помимо языков мы изучаем и историю, и этнографию региона. Курс у нас большой: изначально набрали 120 человек, сейчас осталось меньше. Типичная история для восточного факультета СПбГУ: «Хотел на китаистику или японистику, но попал на направление N». Из нас готовят учёных, в первую очередь в семитологии много неизученного. Но вообще востоковедение даёт большой ареал специальностей: в основном это перевод и преподавание. Европеец со знанием восточного языка ценится просто потому, что их не так много. При изучении любых языков, а особенно восточных, необходимо в первую очередь терпение. Язык ведь отражает то, как люди видят мир, и на Ближнем Востоке это восприятие здорово отличается от нашего. Вообще, главная сложность профессии востоковеда в том, что невозможно говорить на восточном языке, не зная об особенностях культуры. То есть можно сказать что-нибудь привычное европейскому человеку, а для восточного это будет неуважением или оскорблением. В этом, кстати, и главная прелесть востоковедения. Павел Лапин Новосибирская православная духовная семинария, теология, 4-й курс Поступая в семинарию, я думал о своем призвании, думал о пути священника, о смысле жизни и любви к Богу, которому служат священники. В данный момент существуют указы патриарха, которые предписывают необходимость богословского образования для священников. На последних годах обучения в школе многие ребята суетливо ищут занятие, которое им по душе и которому обучают в университетах. Так и я, начиная с десятого класса, перебирал разные специальности. В ноябре десятого года обучения я принял крещение, и моя жизнь несколько изменилась. Студенты семинарии — это классные ребята. В основном они выросли в православных семьях, ходили в воскресные школы, с детства посещали храм. Но есть и малая часть студентов, к которой и я принадлежу, — это ребята из светских семей, воспитанные в обычных школах и в храм, как правило, не ходившие до некоторого времени. Однажды я начал читать Библию просто для расширения кругозора. Затем произошло нечто — у нас это называют встречей с Богом, или можно назвать это уникальным духовным опытом, после которого человек становится верующим. И вот из-за этого опыта я подумал, что если я смогу, будучи священником или просто христианином, хотя бы на часть поделиться своей радостью с кем-то от встречи с Богом, от жизни с Богом, то сделаю этому человеку доброе дело, которое, возможно, изменит его жизнь к лучшему. Мои родители сначала относились с некоторым скепсисом к моей религиозной жизни, но потом я почувствовал от них большую поддержку в своём, как я думаю, благом намерении. Для поступления нужно было сдать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Также мы сдаём вступительные экзамены, на которых проверяют наши знания Священного Писания, церковного учения, истории церкви. Также даётся несколько тем, на одну из которых нужно написать сочинение. Самые яркие впечатления оставили преподаватели Священного Писания, философии, истории, риторики. Придя в семинарию, я узнал детей священников и тех, кто объездил половину континента автостопом. Узнал выпускников православной гимназии и тех, кто прожил бóльшую часть жизни у Тихого океана. Если углубиться, то в семинарии есть много интересных историй. Богослужебная практика проходит у нас каждое воскресенье и состоит в том, что мы помогаем при совершении служб: поём на клиросе, прислуживаем в алтаре. Есть проповедническая практика — она составляет подготовку и выступление с проповедью. Священническое служение, если можно назвать это специальностью, в церкви востребовано всегда, но сейчас особенное время: священников мало, люди строят храмы в разных новых и старых районах, и там нужны священники. Мои друзья выбирали самые разные направления учёбы: от специалиста по нанотехнологиям до юриста или психолога. Думаю, если бы не эта специальность, я бы выбрал что-то связанное с гуманитарными науками: мне нравится история, хотелось бы отучиться на филолога, получить педагогическое образование. Но жизнь одна, и, наверное, всего не успеть. Олег Мечковский РГУФКСМиТ, теория и методика индивидуально-игровых видов спорта (бильярд), 4-й курс На момент поступления у меня не было других вариантов, кроме этого вуза, хотя по результатам ЕГЭ была возможность поступить и в другие университеты. Для друзей это не стало неожиданностью — я всегда думал в этом направлении. Мама, мягко говоря, была в шоке. Не от выбора вуза, а оттого, что он находится в другом городе. Меня поддержал отец. На факультете индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта студенты учатся по направлениям бильярдного спорта, бадминтона, настольного тенниса, гольфа, шахмат, боулинга. В группе бильярда нас всего двое. Поступление было не очень лёгким, потому что я впервые оказался один в чужом городе. Кроме результатов ЕГЭ была сдача нормативов: бег, прыжки в длину, отжимание на время... Также были упражнения на бильярде. Из необычных предметов нам преподают сам бильярд, массаж, биомеханику. Больше всего нравится психология и педагогическое совершенствование. У меня остались очень яркие впечатления от первых дней учёбы: я ощутил масштабы университета — это огромная территория в 64 гектара и куча народу. Я был потрясён. Все преподаватели увлечены своим предметом и просто фанатеют от своей работы. Преподаватели сразу заразили своей увлечённостью и приверженностью своему делу. В этот момент я понял, что оказался там, где должен был. Главная мысль, которую я почерпнул буквально на первом занятии, — это то, что от людей, связанных со спортом — будь то тренер или работник департаментов спорта, — от всех зависит здоровье всей нашей нации. Невероятно большое количество людей занимаются русским бильярдом. Дети начинают играть, стоя на подставке у стола, когда ещё не достают до него, и играют до старости — у нас в городе проводятся турниры гранд-лиги в возрасте от 60–70 лет. В Новосибирске много тренеров, кто работает с детьми и взрослыми, но мало людей, имеющих физкультурное или педагогическое образование, не говоря уже о профессиональном бильярдном образовании. Моя будущая профессия — это, конечно же, тренер по бильярдному спорту. Сейчас я уже работаю тренером в бильярдном клубе, а начал я ещё в 15 лет помощником тренера в ДЮСШ, я трёхкратный чемпион Сибири, многократный — области. Есть огромное количество игроков, которые играют долгое время и, достигнув определённого уровня, не могут двигаться дальше самостоятельно. Есть люди, которые приводят на бильярд своих детей и хотят, чтобы они достигли в этом виде спорта высоких результатов. Для этого нужен профессионал, разбирающийся не только в самом виде спорта, но и знающий биомеханику и физиологию организма. Читайте также: Фабрика медалистов: репортаж из новосибирской гимназии, где учатся самые умные дети.