Мнение: Зачем учить детей программировать

По данным исследования «Левада-центра», россияне всё больше хотят, чтобы их дети связали жизнь с IT. Сегодня любая успешная компания — это IT-компания. Тысячи программистов трудятся в штате крупных банков, нефтегазовых компаний, заводов, консалтинговых компаний. Впрочем, знание основ программирования пригодится, даже если ребёнок не мечтает стать разработчиком. Системность и логика, свойственные алгоритмам и людям, которые их пишут, помогут детям лучше воспринимать новую информацию. Но государственные образовательные программы не всегда успевают за трендами IT-мира. В начале октября в Москву впервые приехал Кэмерон Уилсон, президент Code.org — ведущего популизатора детского программирования в США. В рамках конференции EdCrunch прошла открытая встреча с участием Кэмерона и Артура Сахарова, технического директора образовательной платформы «Кодвардс» и компании по разработке мобильных приложений Redmadrobot. Вот основные тезисы из беседы. Обучение программированию формирует универсальные навыки Сегодня многие нацелены на развитие узкоспециализированных навыков — Hard Skills. В мире IT это языки программирования, протоколы передачи данных, принципы построения сетей, стандарты безопасности, системы виртуализации, управление рисками, знание систем анализа. Но этого мало, чтобы построить успешную карьеру. Бизнес ориентирован на проектный подход. Креативность и умение работать в команде, Soft Skills, — важнейшие навыки для специалистов. Компании ценят их наравне со знанием конкретных инструментов. Программирование — уникальный инструмент, который обеспечивает органичное развитие обеих групп скиллов. Когда дети учатся кодить в начальной и средней школе, они учатся работать в команде — меняют роли, «примеряют» разные функции. Лидерство, коллаборация, адаптивность, гибкость, внимательность, инициативность, самостоятельность — Soft Skills, которые формируются при обучении информатике. Girls Power Информационные технологии создают не только мужчины, а способности к программированию не зависят от пола ребёнка. С каждым годом всё больше девочек увлекаются программированием. В прошлом году американский «Час Кода» прошли 50 млн девочек — это 49% от всех участников. Образовательные продукты должны стремиться облегчить жизнь педагога При создании образовательной платформы важно ориентироваться не только на учеников, но и на учителей. Образовательные стандарты не должны мешать реальной пользе, которую продукт может принести педагогу. Вместе с программированием нужно говорить о цифровом этикете Цифровой мир — часть олдскульного аналогового. В нём свои правила, манера общения, угрозы и возможности. Иногда они сильно отличаются от поведения в офлайн-жизни. Когда дети играли во дворе, родители учили их вести себя с незнакомцами. Но сегодня ребенок без проблем может играть в онлайн-игры, где средний возраст игрока — 32 года. Детей по-прежнему учат, как переходить дорогу. Но почти никто не рассказывает, что через один щелчок по незнакомой ссылке хакеры могут удалённо подключиться к смартфону. Чаще всего дети сами учатся цифровой грамотности, но такой подход не дает всех необходимых знаний. Современные платформы должны обучать не только кодингу, но и digital-грамотности. Роль педагога трансформируется Самое лучшее, что может сделать современный учитель, это отойти от роли важного эксперта и начать учиться вместе с детьми. А потом просто задавать нужный вектор. Программирование — фундаментальный, а не дополнительный предмет Программирование уже изменило повседневную жизнь. Поменяло наши транспортные привычки, исследования космоса, заботу о здоровье, прослушивание музыки, общение с друзьями. Системные занятия программированием формируют комплекс навыков, которые можно использовать в повседневной жизни. Сегодня это такой же необходимый предмет, как язык, география или физика. С автоматизацией процессов приходят новые возможности Американских digital-специалистов со средней зарплатой $70 тысяч в год за последние 14 лет стало больше на 15%. Людей, которые не работают в digital и чья зарплата не превышает $30 тысяч, стало меньше почти в два раза. Изменения, которые произошли в США за пять лет существования инициативы Code.org: Подготовлены 80 000 учителей программирования; 30% от всех учеников проходят обучение с Code.org; В пять раз увеличилось количество учеников, которые изучают программирование и сдают по нему; Преподаватели видят корреляцию между использованием Code.org и улучшением результатов учеников в чтении и математике; 70% учеников, которые изучают программирование в начальной и средней школе, продолжают изучать его и в университете. Артур Сахаров Технический директор «Кодвардс», Redmadrobot Скорее всего, глобальные изменения в образовании в ближайшие 10 лет начнутся с программирования. Почти во всех странах государственная поддержка и госинституты начинают уступать законам рынка. Ценность и востребованность навыков начинает зависеть от спроса на них в компаниях и корпорациях. Именно IT-компании больше всего страдают от недостатка квалифицированных людей. Лучшие специалисты начинают смотреть на рынок образования, хотят на нем что-то изменить. Все практики по аттестациям, отбору, развитию, этикету начали просачиваться из коммерческой области информационных технологий в образование. И в первую очередь — в школьное образование. Сode.org стали пионерами и акселераторами этого всемирного движения. При поддержке правительства США они популяризируют программирование и цифровой этикет на весь мир. Любопытно, что организация все еще очень сфокусирована на кодинге — хотя Кэмерон в докладе говорит про Soft Skills, проектную работу. Все это пока не отразилось в цифровых тренажерах и программе подготовки Code.org. В этом году «Час Кода» в США будет посвящен креативности. И это первые шаги в направлении целостного и консистентного развития детей. В России проблема приоритезации стоит еще острее. Система образования очень инертна и пропагандирует фундаментальное, а не прикладное образование. О развитии креативности, творчества на уровне всей страны не говорит почти никто. Наши школы хорошо учат математике и статистике, немного хуже — прикладным дисциплинам. С бизнес-образованием всё совсем плохо. Мы еще не дошли до литературы и искусства — эти дисциплины мы даже не умеем правильно оцифровывать. Современные технологии всё лучше подходят для развития интерактивных, творческих навыков. AR и VR в ближайшее время изменят рынок образования. Конечно, программирование и Computer Science станут основой любой такой деятельности. Материалы по теме: 12 курсов, где ваших детей научат предпринимательству Бизнес должен рискнуть, чтобы вырастить рок-звезд из студентов Как технологии помогут подготовить детей к новым профессиям Фото на обложке: Depositphotos.

Мнение: Зачем учить детей программировать
© RB.ru