Как старшие решают конфликты младших и проводят школьные выборы (в немецкой школе)
Я очень благодарна немецкой школе, в которой учатся мои дети: за отсутствие школьной формы, за кроликов во дворе, за возможность побегать на перемене на улице и за то, что никто не мучает их отсчитыванием клеточек при оформлении домашних работ. Но помимо этого в школе есть еще нечто важное: в немецкой начальной школе я вижу демократическое общество. Недавно в классе моего сына были закрытые выборы так называемых Klassensprecher (Klasse — класс, sprechen — говорить). Каждый год класс выбирает двух представителей: мальчика и девочку. Классеншпрехеры представляют интересы класса на всех уровнях: от учителей до директора школы. Они выдвигают предложения школьному совету (это директор со-товарищи) о том, как можно сделать жизнь класса еще веселее. Выборы проходят так. Претенденты на роль классеншпрехера вписывают свои фамилии в список. Учительница записывает фамилии на доске. Потом дети кладут голову на парту и поднимают руку за ту фамилию, которую она называет. Учительница фиксирует на доске число отданных за каждого претендента голосов, а дети не видят, кто за кого голосует. Раньше мой сын интереса к выборам не проявлял. Но к пятому классу его гражданская активность подросла, и он внес свое имя в список. У него уже был готов целый пакет предложений: — кафетерий в школе для учеников — автомат по продаже горячего шоколада — совместные завтраки в классе раз в неделю. Если в том, кого выберут из девочек, еще была хоть какая-то интрига, то с мальчиками было все ясно. В списке кандидатов был мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса. И хотя учительница пыталась объяснить, что голосовать надо не только за того, кто тебе нравится (хотя и это очень важно), но за того, кто будет хорошим представителем класса — активным и инициативным, они все равно проголосовали за милого одноклассника с модной прической. Мой сын не расстроился, но к следующим выборам решил начать агитационную программу в классе заранее. «Демократия на марше», — сказал мой муж, прослушав отчета сына о прошедших школьных выборах. Да! Пусть это все немного игра, но дети делают свой выбор. Учительница организовывает прозрачные и справедливые выборы. У каждого есть шанс что-то изменить в их маленьком обществе. Как помочь ребенку, который не хочет идти в школу: 10 работающих фраз Другая полезная традиция немецкой школы — Konfliktlotsen — служба разрешения спорных ситуаций. В этой службе работают шестиклассники. Их знает вся школа, потому что их фотографии висят на специальной доске «Наша конфликтная служба», а кроме того они носят специальные жилетки. Каждую перемену они обходят с дозором игровую площадку во дворе, чтобы убедиться, что никто не дерется (в немецких школах каждую перемену детей выгоняют на свежий воздух). Или же принимают детей из 1-5 классов с их проблемами в отдельном кабинете. Чтобы стать представителем конфликтной службы, детям нужно: — написать мотивационное письмо на 3 листа, в котором объяснить, почему они туда хотят; — пройти шестимесячное обучение после уроков. Отбоя от желающих нет. Одни дети согласны учиться полгода после уроков и добровольно отказаться от перемен, чтобы помогать другим. Учительница, которая работает в немецкой школе уже 18 лет, рассказала мне, как работает эта служба. Дети могут выбрать себе одно из нескольких направлений: например, в течение 6 месяцев учиться оказывать первую помощь, накладывать повязки, и после обучения стать школьным санитаром. Или учиться решать конфликты, работать в команде, правильно действовать при моббинге и стать конфликтологом. Психолог Катерина Мурашова – о том, как помочь ребенку, которого травят Ребята из службы конфликтов не имеют права разглашать информацию о том, кто к ним обращался и с какой проблемой. На каждое обращение они составляют протокол — что именно произошло, когда, в каком классе, кто участники событий. Если конфликт можно разрешить силами представителей службы, они справляются сами. Если проблема серьезная, то обращаются к «учителю доверия». Такого учителя выбирают сами дети из тех, с кем у них есть общий язык, кому они доверяют. После обращения в ситуацию вмешивается учитель доверия и социальный педагог. В службу доверия можно также написать письмо. В школах установлены специальные ящики для такой корреспонденции. Cына моей подруги служба конфликтов спасла от моббинга, который длился полгода. Конфликтологи поговорили с ним, с ребятами из его класса, которые организовали травлю, и с помощью учителя и психолога решили эту проблему. Не всегда ребенок решится рассказать о сложностях родителям или учителям. Особенно, если ему угрожают расправой за это. Рассказать ученику своей же школы, который тебя всего на пару лет старше, — гораздо проще. Особенно если этот ученик знает, как надо поступить дальше. Ведь не зря же он учится до этого полгода!