Наставник, проводник и друг. Известные нижегородцы поделились воспоминаниями о любимом учителе
pixabay.comНаставник, проводник и друг. Известные нижегородцы поделились воспоминаниями о любимом учителеУ каждого из нас есть свои воспоминания о школьной поре, о первых оценках, о любимых уроках и, конечно же, об учителях. О наставниках, которые оставили след в нашей жизни и сыграли важную роль в выборе призвания и профессии. Известные нижегородские политики, бизнесмены, деятели культуры, науки и спорта поделились с «Нижегородской правдой» воспоминаниями о любимых учителях.«До сих пор помню мою первую учительницу в нашей сельской школе – Матерову Татьяну Николаевну. Когда умерли родители, она была мне как вторая мама. Татьяна Николаевна не просто давала нам знания по школьным предметам – она учила нас жизни. Знала характер, увлечения, мечты каждого ученика. После школы провожала нас в армию, потом – воспитывала наших детей. Ее дом в деревне никогда не пустовал. Хотя последние двадцать лет Татьяна Николаевна жила одна, к ней постоянно приходили бывшие ученики. Сложилась такая традиция: приехал на выходные из города, первым делом надо обязательно зайти к первой учительнице, рассказать, как живешь, что хорошего сделал. В комнате у нее было много фотографий бывших учеников и, конечно, мои снимки Татьяна Николаевна тоже хранила. Вместе с нами радовалась успехам, переживала за неудачи. Татьяна Николаевна сама была очень искренним человеком и учила тому же нас. Не столько на словах, сколько на деле, на своем примере объясняла нам, что надо с любовью и пониманием относиться к другим людям, быть трудолюбивым, уметь радоваться работе».«Конечно, самые яркие впечатления от школы у нас связаны с первым учителем, тем, кто открыл для нас дверь в огромный мир знаний. Моя первая учительница – Фаина Александровна Максимова. Ее я вспоминаю с особым чувством. Хотелось бы особо отметить двух педагогов, оказавших большое влияние на выбор мною жизненного пути, прививших любовь к точным наукам. Это учитель математики Галина Ивановна Марченко и учитель физики Александра Владимировна Фокина. Галина Ивановна здравствует и сегодня, она бодра, энергична, с ней очень приятно общаться, вспоминать годы учебы. Эти две мудрые женщины, заметив интерес учеников к своим предметам, бережно поддерживали, развивали его. Мне очень нравилось учиться у них, я с большим желанием участвовал в различных олимпиадах. Нередко по физике и математике они давали задачи повышенной сложности, выходили за пределы школьного учебника. Что примечательно, Галина Ивановна и Александра Владимировна предлагали пробовать различные варианты решения задач, не снижали балл, если ученик решил не тем способом, какой давал учитель. Тем самым педагоги развивали в нас умение самостоятельно логически мыслить, а не зубрить учебники, идти своим путем, а не повторять чужой. Это умение важно не только в науке, но и в жизни». «У каждого из нас есть любимые учителя, о которых мы помним всю жизнь. Мы повзрослели, стали папами и мамами, но память о школе остаётся с нами навсегда! Татьяна Ивановна Родина. Оптимистка, которая любит жизнь, и которая прививала эту любовь к жизни нам, своим ученикам, с пятого класса до окончания школы. (Школа N 24) Она была «классной» — классной. Быть учительницей — это её призвание. Она была с нами на равных, уважая каждого из нас, а мы уважали и любили её, хотя и конфликтовали иногда с ней, и даже ссорились. Наша Татьяна не была «училкой» в привычном понимании этого слова. Её уроки математики превращались в диспуты. В дискуссиях принимал участие весь класс. Мы не стали математиками, но помним свою учительницу и благодарны ей за то, что она сдружила всех нас и сама осталась каждому из нас настоящим другом».«В преддверии Дня учителя хочу вспомнить один забавный случай, который произошёл со мной, когда я учился в 1 «В» классе 130-й школы города Горького. Моя первая учительница Нина Петровна Богатырёва в субботу после уроков должна была идти на свадьбу. По этому поводу она сделала причёску и даже не спала толком, боясь испортить всю красоту на голове. Вот с этой причёской она и пришла в школу, а я со всей детской непосредственностью сказал ей прямо в классе (кстати, сидел за первой партой): «Нина Петровна, как вы сегодня на Бабу-ягу похожи!» Она выдавила из себя только: «Садись». Спустя несколько лет её дочь рассказала мне, что тогда в учительской Нина Петровна подошла к зеркалу и в сердцах произнесла: «Я так старалась, делала эту причёску, а ребёнок сравнил меня с Бабой-ягой… Видно, перестаралась». Естественно, я не хотел её обидеть. И до сих пор с благодарностью вспоминаю, как Нина Петровна учила нас читать, считать и писать. Кстати, со многими одноклассниками ещё по начальной школе (а я был с ними только три года, потом перешёл в спорткласс) мы до сих пор дружны. Хочу пожелать всем учителям в их праздник крепкого здоровья и большой зарплаты. Ведь они делают благое дело, воспитывая подрастающее поколение. Как говорил Некрасов, сеют разумное, доброе, вечное. Низкий поклон им за это».«Мне, как надеюсь и большинству читателей, повезло с первым учителем. Мария Владимировна, учитель младших классов Бочатской средней школы — это в Кемеровской области — для меня и всех одноклассников стала настоящим другом. Все основные знания, умение говорить и слушать – все от неё. Очень интересная методика преподавания. До сих пор помню, как всем классом на музыкальном уроке пели «Осень — непогодушка» про продрогшего скворушку. Жалостливая такая песня — девчонки плачут… Потом на рисовании этого скворца рисовали, на трудах мастерили скворечники для него же. Наверное, так и формируются навыки системного подхода к решению задач, что очень помогает во взрослой жизни». «Я сама из учительской семьи. У меня бабушка и дедушка были учителями. Причём дедушка был учителем физкультуры, а бабушка — математики. И не в обычной школе — в 30-е годы она организовала первую во Владимирской области школу для глухонемых детей. Была директором этой школы и преподавала там математику. Её знало пол-города. В своё время она окончила гимназию, поступила учиться в Московский университет, но происхождение не позволило ей там выучиться. Когда её отца в 1922 году арестовали как священника, её отчислили. Но учительскую стезю она не оставила. Кстати, её сестра — дважды орденоносец, тоже была учителем начальных классов в Москве. В школу я пошла у бабушки, в Коврове, и все мои личные достижения связываю с тем, что она в первом — втором классе очень за мной следила и учила со мной уроки. А мою первую учительницу звали Галина Мироновна, она учила поколение моей мамы, была очень известным учителем в городе и после общения с ней единственным желанием у меня было — тоже стать учителем. Я даже играла в школу — учила кукол, делала классный журнал. Эта мечта привела к тому, что я и сама в школе поработала, но недолго, и потом ушла в музей. Но эта школьная составляющая с методиками, с возрастной психологией, до сих пор очень мне помогает в моей сегодняшней профессии».«Для меня учитель — это не только проводник в мир новых знаний, а это еще герой, человек на которого хочется равняться и за которым хочется идти. В бизнесе таких людей называют лидерами. И это точно не человек с указкой, который водит пальцем по журналу, чтобы вызвать кого-то к доске или проверить домашнее задание, размашисто исправляя ошибки в тетради. Главный учитель в моей жизни — мой отец! Папа никогда не работал в школе, хотя много лет преподавал в разных вузах, в том числе и за границей. В момент моего взросления, папа показал пример того, как в нелегкое время, время перемен, он не перестал заниматься наукой, а трансформировал свои научные знания в наукоемкий бизнес. И это было реально круто! А еще он много разговаривал со мной в студенческие годы, обсуждая самые невероятные синтезы и объединение различных процессов, реализацией которых мы до сих пор с братом занимаемся. Конечно, в моей жизни было много прекрасных учителей, но главный, это тот, кто определил наш путь, стремление и помог получить в руки дар — профессию! Всех учителей, к коим себя я тоже отношу, с праздником и побольше вам хороших учеников!»«Я окончил школу (хай-скул) в Торонто, в 17 лет получил много предложений из университетов, чтобы одновременно учиться и играть в хоккей. Но выбрал другой вариант – выступление в юниорской лиге, с целью пробиться в НХЛ. Это решение далось нелегко, но в итоге всё получилось удачно. Учёба в школе хоккею не мешала, ведь в канадском хоккее иная система, по сравнению с Россией. Там в неделю было две тренировки после школы и одна, максимум две игры. А здесь принято тренироваться и до уроков, и после. Учителя постоянно менялись, поэтому общение на долгие годы ни с кем не сложилось. Учился я хорошо. Родители в этом смысле были со мной строгими, требовали самых высоких оценок. В Канаде – процентная система оценки знаний, и я всегда имел большие проценты, проявлял себя как один из лучших учеников. Вообще, родители поставили условие: если я буду хорошо учиться в школе, то смогу продолжать играть в хоккей, если же плохо – они меня уберут из хоккея. Так что выбора у меня, по сути, не было. Больше всего любил математику и науку (science) – это программа дисциплин, через которую школьники познают окружающий мир. А сложнее всего давался английский язык. Может быть, потому, что у нас дома много говорили по-русски (родители Дэвида уехали за рубеж из Советского Союза)».«День учителя для меня — особый праздник. Учительницей была моя мама. Она преподавала русский язык и литературу, а также английский язык в спецшколе с углубленным изучением языков. А я учился в образцовой средней школе N 4 города Винница. Мою первую учительницу звали Роза Никифоровна. К сожалению, она нас учила недолго, умерла. И наш класс перешел к Елене Максимовне Твердохлеб. Её папа работал водителем на Дороге жизни и возил продукты в осаждённый Ленинград. Потом был Леонтий Павлович — великолепный географ, который нас увлек географией, путешествиями. Водил на окраины города, бесконечно о нём рассказывал. Когда я увидел фильм «Географ глобус пропил» с Хабенским, то вспомнил именно его. Был у нас и Виктор Ильич, он преподавал русский язык. Фронтовик. С палочкой и очень благородной внешностью. Такой седовласый лев. А потом я учился в другой школе и там была замечательная студентка-практикантка — пухленькая ровненькая и пришепётывающая. Именно она привила мне любовь к Маяковскому, рассказала про его любовь к Лиле Брик. Но главным преподавателем русского языка и литературы стала педагог в театральном институте — Ярославна. Такая удивительная, с тонкими длинными пальцами, тонкими чертами лица. Она рассказала нам всю литературу от древних сказок и апокрифов и до современности. А главным моим учителем стал Геннадий Дадамян — учитель многих театральных деятелей — «директор и продюсер всего Советского Союза». Он был энциклопедически образованным человеком, харизматичным и очень увлеченным. И эту увлечённость он смог передать нам. Я благодарен судьбе, что он стал моим учителем». «Моими любимыми предметами в школе были алгебра, геометрия и физика. Вообще гуманитарные и общеобразовательные дисциплины давались легко, меня даже называли «чистым гуманитарием», но любимыми стали именно точные науки. Спустя годы, я понял, что любимыми они стали благодаря учителям, которые эти предметы преподавали. За время учебы в школе математику у нашего класса преподавали три педагога. Все они любили свой предмет, и этой любовью смогли заразить нас, своих учеников. Это были настоящие энтузиасты своего дела! Уроки математики проходили очень интересно: учебник и работа по программе были лишь небольшой частью того, что мы изучали. Сложные олимпиадные задачи, пособия для учащихся спецшкол, факультативы и математические кружки… Сложно представить, как учителя добывали уникальные задачники! А мы, как могли, помогали им: задачник, который был в единственном экземпляре, отдавали родителям, чтобы они на работе «отэрили» (был такой копировальный аппарат «ЭРА» — советский аналог ксерокса) его. Я благодарен своим учителям, что они учили не бояться сложных заданий: любое из них можно разложить на несколько простых действий. И я до сих пор помню свои ощущения, когда удавалось решить на первый взгляд нерешаемую задачу. Все это оказалось не зря. Я, мальчик, который закончил обычную среднюю школу в небольшом городе, смог поступить в Московский институт электронной техники, где конкурс был 12 человек на место. Причем подавляющее большинство поступающих – выпускники математических спецшкол. А умение не пасовать перед сложными задачами, а сконцентрироваться, разложить их на простые действия, стало девизом по жизни».«Мою первую учительницу звали Нина Алексеевна Артюшкевич. Она была очень строгой, и ее боялись даже родители. Однако я ей очень благодарна, потому что она прививала нам — своим ученикам — очень важные качества, которыми я до сих пор пользуюсь в жизни. Которые помогают мне достигать высоких результатов в работе — это самодисциплина, любовь к порядку и стремление доводить начатое до конца. Помимо этого, она была еще и грамотным педагогом с 25-летним стажем работы. Заниматься с ней я начала в шесть лет, поэтому к начальной школе, в отличие от своих сверстников, довольно бегло читала и считала. Вспоминаю о ней с благодарностью и считаю, что хороший учитель — это не только знающий специалист, разбирающийся досконально в своем предмете, но и воспитатель, способный по-хорошему влиять на сознание своих учеников, воспитывать в них те качества характера, которые помогут им в дальнейшей жизни».