Романтичная наука. Географ о своей работе и проблемах в образовании

Люди старшего поколения начинали своё познание окружающего мира в детстве не с Интернета, а на уроках географии. Тогда атласы и карты, уроки учителя о дальних странах и континентах были окном в большой мир. Времена изменились. Нужны ли сегодня уроки географии? Об этом рассказал доцент ВГСПУ, член Русского географического общества, географ и краевед Сергей Моников, который недавно отметил 60-летие. Сестра истории Сергей Новицкий, АиФ - Нижнее Поволжье: Почему вы выбрали именно географию? Сергей Моников: Это очень романтичная наука, в которой всегда есть место удивительным открытиям не только за семью морями, но и буквально рядом с домом. Например, можно ли себе представить, что, не покидая пределов Волгоградской области, можно познакомиться практически с любыми ландшафтами страны, кроме гор, морского побережья и тундры с тайгой впридачу! Стоит только посмотреть на географический атлас нашего родного края с его уникальными местами - Эльтоном, Щербаковской балкой, долиной Волги и Ахтубы, Дона и его притоков, реликтовыми массивами песка - самыми северными «пустынями» в мире, едва ли не самыми высокими в Европе меловыми утесами, не считая береговых обрывов Туманного Альбиона. Моё вхождение в профессию во многом определила школьная учительница географии Нина Пилясова. Она так интересно вела предмет, что для нас её уроки были интересней иного приключенческого романа. По её примеру решил пойти в школьные учителя и ни капли об этом не жалею! Когда работа полностью совпадает с увлечениями - это счастье. - Нужна ли школьным или вузовским программам по географии «перезагрузка» - изменение формата или даже содержания преподавания из-за требований времени? - В школьную программу по географии изменения в учебники вносятся постоянно. Особенно это касается курсов экономической географии. Если ещё недавно главной претензией педагогов была незавершённость школьного географического образования, которое нелогично обрывалось в девятом классе курсом экономической и социальной географии зарубежных стран, то теперь остались другие нерешённые вопросы. В частности, сам принцип преподавания географии: какой именно она должна быть - страноведческим или отраслевым? Руководством Минобрнауки РФ выбор сделан в пользу второго, но многие школьные учителя, напротив, активно ратуют за первый подход. - В чём главная проблема географического образования в стране? - Проблема проблем - уменьшение количества учебных часов на изучение географии во всех типах учебных заведений. Пока что приходится лишь радоваться за учителей истории, объём преподавания которой сильно вырос. И хотя история - мать всех наук, география - её родная сестра. И знание одновременно и географии, и истории Отечества очень важны! Существенной проблемой остаётся и отсутствие единой программы по предмету, единого учебника. При таком подходе единую географическую культуру выпускника школы сформировать очень сложно. А географически неграмотный менеджер, да и любой другой специалист, может здорово напортачить на своей должности. В вузах идёт замещение географических тем окологеографическими, например, физической географии - вопросами туризма, а в экономической географии - вопросами геополитики. При этом летняя полевая практика по краеведению и туризму оставлена в качестве обязательной лишь для заочников, но отменена на очном отделении. В то время как она необходима как воздух любым специалистам с такой же квалификацией. Спрашивается: как можно изучать туристическую сферу, не побывав хотя в наиболее значимых уголках региона? Дефицит сведений - Просветительская акция Русского географического общества «Географический диктант» проходит по всей стране уже три года. Достигает ли она заявленной цели? - Да. И она приобретает всё больше сторонников. Если первый диктант, который прошёл в 2015 г., писали в регионе всего на одной площадке на базе ВолГУ, то второй проводился уже на шести, а третий - на девятнадцати, включая не только райцентры, но и некоторые сельские школы. Мероприятие стало популярным. Но проблема в том, что на такой «диктант» приходят мотивированные к знаниям люди, которые уже любят и заведомо неплохо знают географию. А вот в знаниях большинства остальных граждан я, мягко говоря, очень сильно сомневаюсь. - Что происходит с преподаванием в школах курсов по краеведению? Почему современная молодёжь, школьники слабо ориентируются даже в географии, истории исследований родной Волгоградской области? - Краеведение - одна из немногих дисциплин, которая получила развитие именно в постсоветской школе. Наличие регионального компонента в учебных планах позволяет создавать и реализовывать эффективные учебные программы по географическому краеведению. В Волгоградской области учитель имеет возможность хорошо преподавать курс географии региона в целом. Но вопрос дефицита географических сведений об отдельных муниципальных регионах стоит очень остро. Например, недавно ко мне обращались жители одного из районов с просьбой помочь разобраться - почему местные власти решили отпраздновать 300-летие села, которому на самом деле 230-240? - Какие места в области вы бы отнесли к наиболее интересными? - Вызывают восхищение даже у опытных путешественников такие уголки области, как Приволжская возвышенность, геологический памятник Александровский грабен - место, где рядом соседствуют породы, возраст которых разнится на десятки миллионов лет! Живописная Донская гряда на Дону с её отвесными меловыми утесами. Щербаковская балка с единственной в области речушкой горного типа. Это и Ольховский район - фантастическое сочетание холмистой степи с меловыми обрывами и лесистой поймы Иловли. Именно в тех местах ещё лет 10 назад мы предлагали создать ещё один, восьмой по счёту, заповедный природный парк «Меловой», но пока наши предложения не услышаны. Озеро Эльтон притягивало исследователей ещё со времён Екатерины Великой. Без иллюзий - В ВГСПУ готовят будущих учителей географии. Охотно ли идёт на эту специальность молодёжь? - Молодёжи к нам поступает много, конкурсы на бюджетные места солидные. С другой стороны, мы отдаём себе отчёт, что столь высокий запрос на нашу специальность вовсе не от желания пойти преподавать в школу. Просто хорошо известно: среди работодателей распространена мода на персонал с высшим образованием, даже там, где оно совершенно ни к чему. Если человеку нужно просто какое-то высшее образование для статуса, то гораздо приятнее, да и намного легче, выучиться на учителя географии в местном педвузе, чем, к примеру, получить специальность по электронным технологиям в вузе техническом. Другой вопрос, что последние лет 25 число наших выпускников, которые до школы не дошли или проработали в ней меньше времени, чем затратили на получение профессии учителя, становится слишком много. И это уже серьёзная проблема. Но есть и те, кого география привлекает своей романтикой и разноплановостью. Я убеждён - интерес к географическим знаниям заложен в нас на генетическом уровне. Это как необходимое познание мира за порогом собственного дома. От него не уйдёшь. - Наверняка читали книгу «Географ глобус пропил». Насколько объективна фигура преподавателя школьной географии как неудачника? - Книгу не читал, но с удовольствием смотрел одноимённый фильм. Он показался мне жизненным. Хотя я работал в школе лет тридцать назад, - важны затронутые в этом произведении все грани отношений между учителем и учениками. Наглядно показано - если авторитет учителя в школе нивелируется общественными отношениями, экономической средой, ни к чему хорошему это обычно не приводит.

Романтичная наука. Географ о своей работе и проблемах в образовании
© АиФ Волгоград