Войти в почту

«ЕГЭ — это несправедливо». Учитель детей-гениев рассказала, какой должна быть школа

Татьяна Кучина читает лекции и проводит мастер-классы самым одарёнными детям России На берегу Чёрного моря в Сочи работает лагерь для одарённых детей России «Сириус». Каждый месяц в него приезжают около 800 ребят, отличившихся в гуманитарных науках, физике, химии и спорте. Это образовательный центр, обучение в котором проводят избранные педагоги ведущих университетов страны. Среди них доктор филологических наук из Ярославля, председатель комиссии ЕГЭ по литературе, профессор ЯГПУ Татьяна Кучина. 76.ru пообщался с педагогом, которая обучает одарённых детей, чтобы узнать, какой может быть школа, какие дети могут попасть в «Сириус» в числе особенных. А также мы задали педагогу волнующие родителей и детей вопросы о школьной форме и домашних заданиях — какими они должны быть, и должны ли быть вообще. Школа — это скучно. Долой парты! Расскажите, как вам работа в «Сириусе»? Чем он отличается от обычной школы? — «Сириус» – это не школа. Это совсем не школьные классы, не наше скучное пространство, в котором дети получают знания. «Сириус» - пространство свободы. Мы можем заниматься в аудитории, где нет парт и стульев, а есть кресла-трансформеры, в которых дети удобно развалились и при этом они совершенно спокойно включаются в работу. У них нет ощущения напряжения, ощущения того, что их сейчас будут спрашивать. Они совершенно спокойно начинают с тобой разговаривать. Кроме того, в каждой аудитории есть проектор, компьютер, монитор, плазменная панель, акустическая система, микрофон для преподавателя, — рассказывает Татьяна Кучина. Справка: «Сириус» - образовательный центр в Сочи. Он был открыт в декабре 2014 года по инициативе президента. Ежемесячно туда приезжают 800 детей в возрасте 10-17 лет из разных регионов России. С ними занимаются ведущие педагоги страны и выдающиеся деятели российского искусства. Образовательная программа длится 24 дня и включает в себя как занятия по специальности, так и мастер-классы, творческие встречи. В центре открыто четыре основных направления: искусство, спорт, наука и литературное творчество. Проезд и пребывание для детей в центре бесплатные. Она даже сравнила школьников «Сириуса» со студентами университета. — Мне интересно там работать, потому что я отчетливо понимаю, что работаю с нашим будущим. С теми, кто будет строить эту страну через пять-десять лет. Кроме того, я с этими детьми успеваю больше, чем со студентами в ЯГПУ. Они гибче, быстрее схватывают, и они очень мотивированы. Ребята этой школы напрямую нацелены на то, чтобы увезти с собой как можно больше знаний. У них есть желание работать, и сама атмосфера «Сириуса» всячески располагает к тому, чтобы они выкладывались по максимуму. Сложно ли обычному школьнику попасть в «Сириус»? Отбор очень сложный. Особенно у математиков: там огромный конкурс. Берут победителей и призеров олимпиад, различных конкурсов, участников научных конференций, которые имеют уже какие-то достижения. На «Литературном творчестве» есть ребята, которые показали себя, как пишущие журналисты или те, кто уже книжку издал. Кроме того, от каждого региона могут попасть определённое количество участников. Последний раз на литературно-олимпиадную смену у нас получилось взять не больше двух человек от региона. От Ярославской области попал только один человек. Причём, ребенок подает документы в «Сириус» сам. Ему не нужны никакие рекомендации от классных руководителей, никаких характеристик от завуча. Ему не нужны направления от департамента образования. Это все его личная инициатива, личная ответственность и личная заслуга. Мне кажется, это абсолютно справедливый принцип отбора, когда детей подбирают по их объективным достижениям. «Мне интересно там работать, потому что я отчетливо понимаю, что работаю с нашим будущим». Получается, попадают не только одарённые от природы дети, но и те, кто долго зубрил, чтобы оказаться там? Зубрежка вообще не работает. Это именно самые талантливые, одаренные и способные дети. Именно поэтому с ними так интересно работать. У них открытое сознание. Я, например, знаю детей, которые совершенно спокойно один раз приезжают на смену «Науки», а другой раз – на смену «Литературного творчества». Сельская школа — не приговор Дети приезжают из обычных школ или чаще из лицеев и гимназий? По-разному. Были дети, которые приезжали из элитных школ. Постоянно приезжают ребята из небольших городков, иногда из небольших поселков городского типа, где всего и работают две школы. «Сириус» – отличный трамплин для тех, кто не имеет больших возможностей, чтобы выбраться из своих небольших городков. «Сириус» – отличный трамплин для тех, кто не имеет больших возможностей, чтобы выбраться из своих небольших городков. Свободного времени у детей нет Как проходит учебный день в «Сириусе»? Плотность и интенсивность занятий такая, что у ребят фактически времени свободного нет. У них в 24 часа вмещается, наверное, все 72. Занятия детей развивают очень сильно и быстро. Утром у детей начинаются занятия по тем программам, на которые они приехали. Это, как правило, две пары, но с перерывом на второй завтрак. После обеда еще занятия, либо работа над проектом в группе или литературная игра. Потом еще раз перерыв на еду, а затем — школа. Чтобы дети на отстали от своей школьной программы, с ними проводятся обычные школьные уроки по разным предметам. Вечером проходят просветительские мероприятия, либо концерты. Свободное время обязательно должно пройти с толком: дети выполняют свои письменные задания в конце каждой недели или готовят презентацию проекта. Приходилось вам общаться с родителями таких детей? Узнать у них секрет воспитания умников и умниц? Нет. Туда нет доступа родителям. Это закрытая территория, режимный объект. Туда вообще пройти можно только по специальному пропуску. «Ребенок в обычной школе на уроке максимум активен от трех до пяти минут, а «Сириус» это как раз то место, где дети в деятельности получают знания». Многие родители нагружают своего ребенка кружками, репетиторами, чтоб сделать из него гения. Это правильно? Родители сколько угодно могут своего ребенка нагружать, но если они дают ему возможность свободно и комфортно себя ощущать в этом загруженном дне, тогда это нормально. Если насильственно заставлять — совсем другая история. Я сторонник того, чтобы детям все-таки вначале показать, открыть те области, в которых они могли бы что-то важное для себя понять, увидеть, услышать. Чтоб они могли попробовать, их это или не их. Школьные программы не учат думать Что бы вы хотели перенести из «Сириуса» в обычные школы и вузы? Прежде всего я бы хотела изменить организацию деятельности детей. Ребенок в обычной школе на уроке максимум активен от трех до пяти минут. Активен в том плане, что выполняет какие-нибудь упражнения на уроке. Остальное время у него расходуется на другое. Первые десять минут он боится, как бы не спросили. Вторые десять минут он радуется, что спросили не его и поэтому может спокойно поиграть в телефон. Следующие десять минут он слушает объяснения учителя, но может и не слушать. А «Сириус» – это как раз то место, где дети в деятельности получают знания. Им никто ничего не приносит готового, они все время выполняют задания, которые требуют их поисков, работы с информацией, творческой активности. Они все время заняты делом. Они не пассивные получатели информации. Плотность и интенсивность занятий такая, что у ребят фактически времени свободного нет. Еще немаловажный фактор: дети находятся в отлично обустроенном, комфортном помещении. Общие пространства, актовые залы, в которых проходят занятия, это те места, где дети должны чувствовать себя очень комфортно. Нужно создавать открытые пространства, как в «Сириусе». Например, у них есть библиотека, в которой, если ты взял книжку, ее не надо ни у кого записывать. Из неё не надо вытаскивать формуляр, потому что его там просто нет. У всех детей есть доступ к компьютеру и к вай-фаю, который идеально работает на всей территории центра. Я так понимаю, в «Сириусе» нет дисциплины. Дети не шалят? Слово «дисциплина» я сейчас вот от вас слышу первый раз за все годы, что я работаю в «Сириусе». Там нет трудностей с дисциплиной. Это даже не представить. Дети приходят на занятия, чтобы получить максимум. Они понимают, что работают с лучшими преподавателями России. Пропустить хоть слово — для них это катастрофа. Почему же в обычных школах многие дети так легкомысленно относятся к урокам? Проблема в учениках, которые не хотят учиться или в преподавателях, которые неправильно преподносят информацию? У нас просто школы по-другому устроены. Если учитель не будет выполнять требования федерального стандарта, он не проработает в школе и неделю. Поэтому сами условия школьного обучения крайне сужают поле творческих поисков, на которых полностью строится обучение в «Сириусе». Я знаю немало учителей, моих коллег, которые ухитряются в учебных рамках применять разные творческие методы: кто-то делает коллажи по стихотворениям, кто-то включает анимацию и анализ мультфильмов в разговор о литературе. Но все это требует такой фантастической изобретательности, такой жонглерской ловкости для того, чтобы все это встроить в обычный урок. Это доступно только тем учителям, которые безоговорочно талантливы, умны и заинтересованы в своей профессии и в результатах своих учеников. «Сириус» дает возможность делать это совершенно свободно. А как преподают в школе для одарённых детей? У каждого преподавателя своя авторская программа. Он приезжает как профессионал, личность, которая многого добилась в своей сфере и может решать любую поставленную задачу. Если к детям приезжает специалист, который будет рассказывать об искусстве, то это уровень директора «Эрмитажа». Если приезжает профессор-химик, то это может быть нобелевский лауреат. Если идут лекции по нейрофизиологии, то это Татьяна Черниговская из Санкт-Петербурга. Я преподавала ребятам и современную литературу, и современную поэзию, и азы литературной критики – и много чего еще. Сейчас, в сентябре, была на программе по литературной классике. Но выбор авторов и произведений, равно как и методов работы, — это все на мое усмотрение. Татьяна Кучина считает, что учитель должен подходить к своей профессии творчески. Нет домашним заданиям Правильно ли нагружать учеников домашними заданиями? Если занятие проходит эффективно, то домашнее занятие после него должно быть минимальным. Максимум ребенок должен получить на занятии. А максимум он получит только тогда, когда он все время в деятельности. Когда он не сидит просто так на школьном уроке, как я уже вам объясняла, а когда все время решает какую-то задачу, переходя от одного этапа к другому. Урок должен быть похож на мастер-класс. Дети, кстати, сами отлично понимают: чем меньше говорит учитель и чем больше работают они, тем выше эффективность занятия. ЕГЭ — это несправедливо Как вы считаете, ЕГЭ — эффективная система оценивания? ЕГЭ по литературе выбирают в среднем 4% выпускников. За прошедшие годы задания, пожалуй, стали лучше. Они стали интересней. Для меня самая большая проблема ЕГЭ — проблема объективности оценивания. Для гуманитарных предметов это одна общая проблема. Как бы ни пытались разработчики ЕГЭ сделать эту систему более прозрачной и объективной, слишком сильно все зависит от субъективного мнения экспертов. Они по-разному видят и литературный материал, и текст ребенка, и то, что стоит за этим текстом, с их точки зрения. Эта система проверки для меня до сих пор не очень объективная, не очень эффективная и не очень справедливая. И наконец вопрос, который волновал многих учеников и родителей: нужна ли форма в школе? С моей точки зрения, ни в коем случае, никогда и ни при каких обстоятельствах. Я свою школьную жизнь проходила в форме. Для меня не было ничего более ужасного, как надевать одно и то же каждый день. Возможность прибежать из школы и скорее снять эту форму, переодеться в какую-нибудь нормальную одежду и пойти в ней музыкальную школу была совершенно замечательной альтернативой.

«ЕГЭ — это несправедливо». Учитель детей-гениев рассказала, какой должна быть школа
© 76.ru