Войти в почту

Информатика на краю света. Как учителя из мегаполисов уезжают работать на Чукотку

На далекой Чукотке всегда была нехватка кадров в школах. Если Анадырь или Певек справляется с поиском педагогов, то на востоке региона, где живет большая часть коренного населения, это задача трудная. Часть специалистов приезжают сюда из других районов страны и остаются на несколько лет. О том, как живется и работается приезжим на Крайнем Севере, — в материале ТАСС. Сибиряк на востоке Чукотки Владимир Думлер переехал в чукотское национальное село Лорино из Новосибирска два года назад. Как признается сам, желание отправиться на север страны было во многом обусловлено хорошей зарплатой. По крайней мере, в сфере образования заработок на Чукотке (особенно в сельской местности) несравним с деньгами в крупных городах, да и есть возможность карьерного роста. Поэтому при первой возможности специалист сразу же отправился Лорино. "В Новосибирске я был учителем информатики. Практически сразу после окончания университета начинал работать в колледже и школе. Здесь я тружусь заместителем директора по информационным технологиям и инновационной деятельности. На мне завязано технологическое обеспечение школы, закупка компьютеров, принтеров, расходных материалов, а также разработка программ, приложений, веб-ресурсов, которые бы облегчали нашу работу. Например, программное обеспечение "Электронная школа". Сейчас стараемся перейти на электронный журнал, чтобы постепенно отходить от бумажных. Вся информация, которая вносится в программу по итогам учебного года, помогает преподавателям быстро сдавать отчеты. Это сегодня можно сделать посредством одной кнопки", — рассказывает учитель. Самая большая сложность в работе — доставка оборудования. Из-за отдаленности региона и проблем с логистикой аппаратуру приходится ждать иногда месяцами. Например, недавно администрации учебного заведения нужно было поменять устаревшие проекторы для начальной школы. Новые пришли в Лорино почти через пять месяцев, когда учебный год в селе закончился. Бывает, что посылка приходит частями с разрывом в месяц. Программа как по всей стране Начальная и старшая школы в Лорино находятся в разных зданиях. Здание первой устарело, и младших временно переселили в один из этажей детского сада. Во взрослой школе для них пока нет места, здесь не хватает кабинетов. В планах регионального правительства — сделать пристройку к основному корпусу. Сейчас в лоринской школе обучается около 275 ребят. В прошлом году аттестаты получили 14 одиннадцатиклассников. Здесь учат всем основным предметам, а с сентября ввели астрономию, как и везде. При этом учебное заведение считается малокомплектным. В среднем в классе обучается 13–15 человек; для сравнения, на материке — 25–30. Если по работе кто-то из родителей приезжает в Лорино из Лаврентия и Уэлена, то детей берут с собой, и они учатся в местной школе. "Большая часть учителей приезжает сюда с Большой земли. Например, моя жена параллельно работает учителем музыки и логопедом. В село возвращаются и некоторые выпускники, по другим предметам внутри региона специалистов если нет, то приглашаем с материка. IT-сферу, например, преподавать некому. Недавно пришло письмо из регионального департамента образования, что если есть желающие среди выпускников обучиться информационной безопасности в любом университете, где есть эта специальность, то департамент готов оплатить все пять лет обучения. Но потом нужно отработать пять лет в регионе", — рассказывает Думлер. Лодки вместо поездов С учетом того, что Лорино — национальное село, где в основном живут морские охотники, дети учат чукотский язык с первого по восьмой класс. Параллельно идет цикл, посвященный истории культуры Чукотки. Если есть возможность провести параллель с бытом и жизнью в других предметах, то преподаватели это делают. "Например, задача по математике, в которой поезда едут навстречу друг другу. Здесь большинство детей видели поезд только по телевизору, у них нет бытового представления об этом процессе. Поэтому уместнее поменять поезда на лодки с морскими охотниками", — отмечает учитель. Чукотские дети рано познают семейный быт. Первоклашки часто остаются дома за старших для своих маленьких братьев и сестер, пока родители на охоте или в тундре. Поэтому прогуливающиеся по селу дети с колясками для Лорино не редкость. Умеют малыши и вести хозяйство. А вот с чукотским языком все сложнее. Если старшее поколение может свободно говорить на нем, то дети знают только некоторые основные слова. В школе эту проблему стараются решить уроками родного языка и национальной культуры. Зато чукотские дети очень любят гаджеты. Даже у детей из малообеспеченных семей есть смартфоны. Несмотря на отдаленность, чукчи чувствуют себя частью мирового сообщества. Они уже привыкли к интернету, и когда в селе появился Wi-Fi по региональной правительственной программе цифровизации чукотских сел, количество пользователей за два дня выросло в геометрической прогрессии. Кстати, качество интернет-сигнала здесь лучше, чем в Анадыре. Правда, его все равно не хватает, чтобы организовать онлайн-наблюдение за сдачей ЕГЭ. Поэтому лоринские преподаватели проводят экзамен, собирают выполненные задания, сканируют и отправляют их в Анадырь. По наблюдениям Владимира, чукчи Лорино очень привязаны к своему дому. Немногие из них уезжают учиться далеко от села, а те, кто уехал, например, в Анадырь, все равно возвращаются обратно. Здесь для них сложился привычный образ жизни. С некоторыми учениками преподаватели работают и после уроков. Родители положительно относятся к тому, что дети проводят много времени в школе. Зимой на улице практически всегда темно, могут разыграться метели, а к селу иногда подходят близко белые медведи. Периодически собираются рейды по местности, куда входят и учителя. Группа взрослых в плохую погоду осматривает улицу и проверяет, нет ли где-то детей, которые ушли гулять и не успели прибежать домой до наступления бурана. Север, который удивляет По словам Думлера, Север довольно быстро затягивает и меняет жизненные приоритеты. "Я прилетел летом, когда ночи практически нет, организму нужно было привыкнуть. Сыграла свою роль и близость моря, после шума мегаполиса тоже пришлось привыкать к этим звукам. Нужно было учиться взаимодействовать с населением. Это национальный поселок, и ты приехал сюда в гости. Они живут по своему уставу, нужно подстраиваться и не мешать им. У меня конфликтов с местным населением не было, но сыну пришлось перестраиваться. Сейчас у него появились друзья и своя компания. Дети часто проводят время на площадке", — рассказывает учитель. К чему на Севере привыкнуть не удается, так это к недостатку свежих фруктов и овощей. В основном их привозят летом, но доставляют самолетами, и это сильно влияет на стоимость. Местные стараются покупать с запасом, есть риск, что их очень быстро разберут. Зато рыба и оленина всегда в достатке. Досуг в Лорино Владимир Думлер старается организовать сам или с коллегами. В селе любят праздники: национальные и всероссийские. Основные организаторы — школа, детский сад и местный дом культуры. Именно вокруг них устроена вся культурная жизнь села. Еще одна отдушина — выход в тундру за грибами и ягодами. Там, по словам учителя, может незаметно пролететь целый день. "Через год работы на Севере я понял, что изменения уже коснулись меня. В Новосибирске живет порядка двух миллионов человек. В выходные мы с семьей часто ходили в кинотеатр, в торговые центры. Здесь понимаешь, что торговые центры не нужны, это просто пустая трата времени. Ты начинаешь питаться настоящей пищей, а не теми полуфабрикатами, которые подают в городских кафе. Дома ты уже проходишь мимо них, внутреннее сознание говорит, что теперь это тебе не нужно. Ребенок со временем тоже привык, начал получать удовольствие от пребывания здесь", — говорит Владимир. По контракту учителю осталось отработать еще год, но его могут продлить, если специалист пожелает остаться. Сейчас Владимир Думлер не знает, сколько пробудет еще на Севере, но пока желания покидать Чукотку у него нет. ​ Сергей Сысойкин

Информатика на краю света. Как учителя из мегаполисов уезжают работать на Чукотку
© ТАСС