«Поколение пепси» и их дети. Что изменилось в образовании за 25 лет
Отсутствие сотовых телефонов и интернета, фишки с покемонами, кассеты для магнитофонов, игра на фантики. Это те вещи, о которых знают и помнят «дети 90-х», и чего не понять детям XXI века. Система образования, так же, как и мода, меняется. К чему приводят перемены - в материале АиФ-Югра. Приходите учёными... Первое отличие, которое назовет любой молодой родитель: если раньше первоклашек в школе учили читать, то сейчас дети должны садиться за парту, так сказать, во всеоружии. Читать, считать, и даже писать их учат в частных образовательных центрах, и стоит это огромных денег. При этом многие понимают, что рано пичкают детей информацией, но боятся, что их чадо окажется отстающим с первых дней обучения. По мнению психолога Елены Зиновой, мода на раннее развитие только вредит ребенку. «До пяти лет как минимум ребенок должен играть, иначе он не научится многим важным вещам. Учить читать, писать - это обязанность учителя, которую никто не отменял», - считает эксперт. Действительно, такие требования к подготовке ребенка нигде не прописаны. Но и учителей, желающих получить уже обученных базовым навыкам детей, понять можно. Молодой педагог Анастасия Пушкина работает с начальными классами. По ее словам, от школьников сейчас ждут более усиленной подготовки: «Требуемый уровень знаний значительно выше, чем, например, уровень знаний лет 15-20 назад (из опыта работы моей бабушки, которая преподавала в школе). К примеру, изучение десятичных дробей приходилось на класс 5-6, сейчас же их уже проходят, начиная с 3 класса. Но, несмотря на повышение уровня необходимых ЗУН (знаний, умений, навыков), появились новые возможности в проведении уроков: мультимедийные проекторы и интерактивные доски вместо плакатов, аудиопроигрыватели. Это значительно повысило интерес учащихся». По мнению педагогов со стажем, именно 1990-е годы сильно повлияли на школьное образование, когда разрушалась советская система. «В то время стали появляться скороспелые альтернативные программы обучения и учебники. Повлияла экономическая ситуация. Уровень образования из-за этой перемены стал снижаться, и были введены новые стандарты, такие как региональный минимум учебных предметов. Образовались классы с углубленным изучением различных дисциплин. Но сейчас многие предметы, которые способствовали расширению кругозора детей, например, астрономия и черчение, убрали. Главной целью стала подготовка к поступлению в вуз», - считает преподаватель Ульт-Ягунской СОШ с 30-летним стажем Анна Афонина. Колготки - вместо зарплаты Еще одно принципиальное отличие школьников 90-х и их детей, которые пошли в школу сейчас - внешний вид. «Форму как обязательное требование отменили как раз, когда мы пошли в первый класс - в 1993 году. Не знаю, как в других регионах, но у нас, на севере, купить хорошую детскую одежду было нереально. Родители не получали месяцами зарплату. Наш папа ушел из научного института работать на стройку, потому что там хотя бы консервы и колготки детские выдавали вместо денег. Помню эти заветные деревянные ящички с «зарплатой», каждый раз - сюрприз: что же туда положат. А чтобы подготовиться с сестрой к школе, мы летом летали в Тюмень. Хорошо, авиабилеты тогда были доступны, да и автомобильной дороги еще не было. И все равно самой распространенной формой были спортивные костюмы и кроссовки», - вспоминает жительница Ханты-Мансийска Наталья Пуртова. Молодая мама считает, что сегодняшние требования ко внешнему виду - самые оптимальные. Шить или покупать одинаковые платья и костюмы не заставляют, но есть единые требования по стилю и цветовой гамме, поэтому все дети выглядят опрятно и при этом сохраняют свою индивидуальность. «А купить сейчас можно хоть что и хоть где - выбор на любой кошелёк», - говорит Наталья. «Сейчас далеко не все школы имеют свою форму, но существуют определенные нормы и для мальчиков, и для девочек. Часто наблюдаю, как дети их не соблюдают, но выгнать из школы уже никто не имеет права - только сделать замечание учащемуся и его родителям», - подчеркнула преподаватель Анастасия Пушкина. Вторая жизнь булочек Все мы не любили в школе склизкую кашу, которая держалась до последнего на перевернутой вверх дном тарелке и компот из сухофруктов. А как питались школьники 20-25 лет назад? «Питание в 90-х было скудное, - рассказала преподаватель Анна Афонина. Практически всегда были каши, так как в магазинах ничего не было, но зато до 4 класса бесплатно давали молоко, а завтрак был платным, поэтому многие дети брали с собой деньги и покупали перекус в буфете, а некоторые приносили с собой. Бесплатно давали завтраки только многодетным семьям». «Что я помню из столовой? Шматки вареной колбасы вместо котлеты и мокрые булки - они были черствые, и их размягчали над паром, чтобы можно было есть», - смеется Наталья Пуртова. Сегодня Югра - один из немногих регионов, где еще сохраняется бесплатное школьное питание. Но два года назад власти округа ввели родительскую доплату за завтраки, объяснив это тем, что бюджетной субсидии на полноценное меню не хватает. Правда, пока эта доплата - дело добровольное. Хотите - доплачивайте и получайте усиленное и более разнообразное питание, не хотите - кушайте, что дают. Благо, в буфетах появилось разнообразие, и дети сами могут приобрести то, что захочется. Особой популярностью у школьников пользуются пицца и блинчики. По мнению многих экспертов, в целом оснащенность школ, кабинетов и внешний вид самих детей изменились к лучшему. Но вот современный процесс обучения, подходы к ребенку, скорее, ухудшились. С начальной школы детей натаскивают на тесты, заранее готовят к ЕГЭ, который в целом не одобряют ни дети, ни родители, ни педагоги в школах и вузах, но ничего не меняется. За этой гонкой теряется главное - живой интерес к обучению, жажда открытий, умение рассуждать и формировать собственное мнение. Комментарии: Экс-чемпион мира по боксу по версии WBO, депутат думы Югры Руслан Проводников (школьник 90-х годов): - Школьная пора в Березово была суровой. Одноклассники называли «чукчей» или «ханты» и им было всё равно, что я - манси. Я комплексовал, постоянно дрался. Алкоголь попробовал рано, по подвалам шарился, даже в форточки лазил. Уже взрослым просил прощения у учителей. Иногда я спрашивал у мамы: почему я такой? Сейчас очень горжусь тем, что я - манси и защищаю свой народ. Мой сын Иван нынче пойдёт в четвёртый класс. И он более прилежный ученик, чем был я. Нынешним ученикам я бы посоветовать больше работать над собой, в XXI веке важно иметь хорошее образование. Также не стоит забывать о тренировках. Надо помнить, что по-настоящему сильные люди - это добрые люди. Учитель СОШ №3 Екатерина Дворянцева (Ханты-Мансийск): - Дети 90-х и 2010-х сильно отличаются. Раньше надо было запоминать много информации, сейчас ее можно добыть за 3 секунды. Раньше читали классику, слог был хороший, сейчас читают в телефоне то, что пишут сверстники, поэтому речь менее развита. Тогда дети понимали: хочешь получить высшее образование – прилагай усилия. Сейчас его можно получить платно. Дети чувствовали дистанцию с учителем, грубость была единичным случаем. Сейчас - чуть ли не на каждом уроке. Но зато и чаще возникают доверительные отношения. Усилился родительский контроль. Если раньше родители только по субботам смотрели дневник, и у ребенка было время исправить двойку, то сейчас - электронный журнал: не успел нашалить, а родитель уже все знает. Тайна пропадает, а с ней - и ответственность. Я бы сказала, что сложно стало с родителями - поколением тех самых 90-х, когда была вседозволенность. Их принцип: мой ребенок должен быть не хуже, чем другие, они решают за них все проблемы, инфантилизм растет из года в год. Но, как и прежде, дети чувствуют ложь и фальшь со стороны учителя, понимают, когда их наказывают справедливо, когда - нет. И они это пресекают.