Остаться после уроков: рынок репетиторских услуг вырос в шесть раз с начала век
Конец летних каникул и возвращение школьников за парту предвещает активизацию еще одного феномена, без которого невозможно представить современное образование, – репетиторства. По данным Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы, с 2000 года российский рынок репетиторских услуг вырос в шесть раз. Корреспондент «ВМ» выяснила, с чем связана такая тенденция и как эксперты оценивают действующие в школах учебные программы. По подсчетам экспертов РАНХиГС, в 2017 году рынок репетиторских услуг в России составил практически два миллиарда долларов (120 миллиардов рублей). Для сравнения, в 2000 году эта цифра не превышала 300–350 долларов. Ежегодный прирост составляет три-пять процентов. А за дополнительными занятиями сейчас обращаются почти 40 процентов учащихся 5–11-х классов. – Обычно около 60 процентов ребят приходят к репетиторам для подготовки к Основному и Единому государственным экзаменам, – рассказал «ВМ» частный преподаватель по точным наукам и английскому языку Максим Шабанов. – Остальные просто хотят подтянуть знания. Хотя есть репетиторы, которые занимаются только ЕГЭ и ОГЭ. Обычно обращение к педагогу за дополнительными занятиями является согласованным между ребенком и родителем решением. Куда реже это оказывается личной инициативой ребенка или «приказом» родителя. Как утверждают эксперты, к 2021 году объем рынка услуг по дополнительному образованию превысит 149 миллиардов. Численность школьников, недовольных стандартным объемом уроков, достигнет 6,9 миллиона человек. – Можно выделить несколько сегментов родителей, обращающихся к репетиторам, – утверждает генеральный директор крупной сети учебных центров Михаил Мягков. – Одни не уверены, что школа адекватно подготовит к экзаменам. Другие считают, что школа и экзамен – это две разные истории, что отчасти так и есть. А третьи ориентируются на конкуренцию и таким образом инвестируют в будущее ребенка. Отмечу, что бюджетных мест в вузах сейчас очень много. Но вот хороших бюджетных мест – единицы. Фразу «подготовить к ЕГЭ» можно понимать по-разному. Подготовить так, чтобы набрать минимальный проходной балл, – это одно. А поступить, например, в Московский государственный университет – это уже другое. По словам Мягкова, частный рынок сфокусирован именно на втором. – Да, школы понимают контент ЕГЭ, – добавляет эксперт. – Но все же он несколько отстранен от основной программы, направлен на проверку ученика с разных сторон. Дополнительное образование готовит не только к решению задачи, но и к тому, как использовать различные ресурсы, как морально настроиться на, допустим, нехватку времени или какую-либо экстремальную ситуацию. Рост рынка дополнительных услуг – это не проблема. Это тенденция всех развитых стран, это вопрос конкуренции.