Основы семейной жизни: подробнее о новой школьной дисциплине
Многие родители могут сказать, что предмет "основы семейной жизни" не настолько важен как, например, математика, русский язык или история. Однако если внимательнее ознакомиться с тем, чему может научить эта дисциплина, то можно понять, что она дает школьникам знания и навыки, которые выходя далеко за рамки семейных отношений. По результатам многочисленных опросов, для семидесяти процентов подростков главная ценность в жизни – это семья. И тем не менее статистика четко указывает, что половина браков в России распадается. Это натолкнуло членов Российской академии образования на разработку такой дисциплины, как основы семейной жизни, или семьеведение. В федеральном масштабе ввести курс предложили еще весной 2016 года. Предложение было воспринято неоднозначно. Однако разработку предмета утвердили, и уже в ноябре того же года стало известно, что основы семейной жизни в качестве пилотного проекта воплотят в Северной Осетии. По словам одного из главных разработчиков программы Артура Реана, дисциплина должна подготовить молодых людей к реалиям семейной жизни и научить их находить компромиссы в отношениях и достигать взаимопонимания с партнером. Многие родители могут сказать, что этот предмет не настолько важен как, например, математика, русский язык или история. И они в чем-то будут правы. Однако если внимательнее ознакомиться с тем, чему может научить дисциплина с многообещающим названием "основы семейной жизни", то можно понять, что она дает школьникам знания и навыки, которые выходя далеко за рамки семейных отношений. Отметим, что работа над формированием основ семейной жизни как полноценной школьной дисциплины еще не окончена. А пилотный проект в Северной Осетии должен помочь в его реализации в федеральном масштабе. Содержание программы и методы Принято считать, что взаимоотношения в семье должны служить примером и моделью, которую ребенок возьмет за основу, когда придет время вступить в брак. К сожалению, родители не всегда могут показать именно тот пример поведения, который бы стал залог уважительных отношений в будущей семье ребенка. А иногда взрослые вообще не обращают внимания на своих детей, поэтому их вообще не волнует вопрос, какой пример они подают. В результате, половина опрошенных старшеклассников не считает семью родителей идеальным образцом, а свыше шестидесяти процентов согласны, что подготовка к созданию семьи нужна. На сегодняшний день разработка единой программы еще не окончена, однако основные темы уже определены. Среди них можно выделить: семейные ценности; решение конфликтных ситуаций; рождение и воспитание ребенка; вопросы права. Программа охватывает 9-11 классы. В течение первого года старшеклассники будут: разбираться с тем, зачем люди вступают в отношения, учиться разграничивать любовь с влюбленностью и решать конфликты. Второй год должен быть посвящен главным образом детям – планированию, рождению и воспитанию ребенка. На третий год, в 11 классе, планируется более обширное изучение различных методов воспитания детей. Также будут затронуты вопросы семейного права, в частности удочерения и усыновления, попечительства и опеки. Основная задача курса – подготовить старшеклассников к созданию семьи, дать им ориентиры, которых они часто лишены в родительской семье. Поскольку сухая теория не может подготовить в полной мере, в программе обучения предусмотрены и практические занятия. Например, будут задействованы парные упражнения, в которых школьники будут имитировать семейный конфликт, а после детально разбирать его. Такие занятия помогут сформировать у школьников навыки взаимодействия. Артур Реан собирается включить в программу классные встречи с семейными парами, которые прожили вместе долгие годы. Они будут делиться своим опытом, рассказывать о том, каким образом смогли справиться с трудностями семейной жизни. При этом старшеклассники смогут задавать вопросы по теме, которые интересуют их больше всего. По словам Реана, экзамены по данному предмету проводиться не будут, поскольку занятия должны быть построены на интересе школьников, а не на стремлении получить хорошую отметку или просто присутствовать на уроке. Практические занятия предполагают задания, с помощью которых преподаватели могли бы получить отклик от учеников и сделать вывод, насколько они разобрались в теме. Однако оцениваться в баллах такая работа не должна. Нынешняя ситуация и перспективы В действительности семьеведение не совсем новый предмет. К настоящему времени дисциплину о семейных отношениях преподают в отдельных школах в разных регионах РФ. Но лишь в девяти из них существуют общерегиональные программы. Там основы семейной жизни были введены по решению регионального правительства. В прочих же регионах это было решение собственно школ либо муниципалитетов. Сейчас дисциплину ведут преподаватели гуманитарных наук – после прохождения курсов или самостоятельной подготовки. Если специалисты увидят, что дисциплина о семье действительно эффективна, то с большой долей вероятности для университетов последипломного образованию разработают учебные программы, которые позволят готовить специалистов конкретно в области семьеведения. Основы семейной жизни – это факультативная дисциплина, для которой отводится всего лишь один час в неделю. Сейчас активно разрабатывается единая учебная литература. А пока ее нет, преподаватели используют разные учебники, из которых школьники могут почерпнуть нужную информацию. При этом педагоги сетуют, что доступная литература, подходящая по тематике предмета, зачастую оказывается противоречивой или устаревшей. За и против «уроков семейного счастья» Мнение общественности, научных и государственных деятелей по поводу того, нужны уроки семейного счастья в школах или не нужны, разделилось. Так, заместитель председателя Государственной думы Ирина Яровая считает, что в новом предмете нет необходимости. Против внедрения новой дисциплины в школах выступила и один из научных руководителей НИУ «Высшая школа экономики» Наталия Любомирская. Несмотря на недовольство некоторых научных и государственных деятелей, проект получил достаточную поддержку. Его разработке в РАО способствует омбудсмен по делам детей Анна Кузнецова, а также Фонд Андрея Первозванного. Введение "семейной" дисциплины поддержал и предыдущий детский омбудсмен Павел Астахов. Пользователи соцсетей соглашаются, что курс может быть полезен, но скорее в теории, чем на практике. Часть из них опасается, что в действительности дисциплина может получиться ни о чем. А некоторые очень переживают, что занятия по семьеведению создадут у старшеклассников ложное убеждение, согласно которому мужчина всегда прав, а место женщины на кухне. И специалисты, и родители отмечают также высокую загруженность школьной программы. Их беспокоит, что новый предмет будет отнимать у школьников много времени, что может негативно сказаться на успехах по основным дисциплинам.