Войти в почту

Включиться в жизнь. Как развивается инклюзивное образование

Очень часто, видя человека в инвалидном кресле, мы теряемся и отводим глаза. Это пробел в нашем воспитании и мышлении. Исправить его можно с помощью инклюзивного образования. Полноценные члены общества «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним», - написал когда-то Лев Толстой. Цитата вполне подходит, чтобы пояснить главный принцип инклюзии: дети с особенностями развития могут и должны учиться бок о бок с другими детьми. Правда, для этого должна измениться сама система образования. В настоящее время одной из приоритетных задач Волгоградской области в сфере образования является обеспечение прав детей с особенностями развития на получение образования в соответствии с их психофизическими возможностями и способностями. Деятельность комитета по образованию, науке и молодёжной политики Волгоградской области направлена на сохранение образовательных организаций и поддержку существующих программ и технологий инклюзивного образования, а также на их развитие в соответствии с актуальными потребностями. «Инклюзия - это некий идеал, к которому мы все стремимся, - поделилась заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ Лицей №8 «Олимпия» Елена Волчанская. - В нашем лицее инклюзия рассматривается ещё и как множество различных вариантов технологий образования и социальной адаптации, которые помогают детям с особенностями развития становиться полноценными членами общества». Сам термин «инклюзия» пришел к нам из латинского языка и означает «включение», «привлечение». Принципы инклюзивного образования просты: все дети, в том числе и с определёнными особенностями или потребностями, должны учиться вместе с обычными детьми в обычной школе. Однако в действительности это пока скорее единичные случаи. «Мы начинали ещё в 2009 году с того, что стали внедрять и применять такую педагогическую технологию, как дистанционное обучение», - рассказала Елена Волчанская. Тогда многие не верили, что образование вне класса даст результаты, но они ошибались. «Давайте будем честны, ведь учитель не может влезть в голову каждому, кто сидит у него на уроке, и проверить, всё ли понял и усвоил ученик. Да, на тот момент были те, кто сомневались, но спустя время мы можем привести многих своих выпускников в пример. Те, кто проходили школьную программу дистанционно, успешно поступают в вузы, у некоторых ребят есть уже семьи», - поделилась Елена Волчанская. «От обычного дистанционное образование отличалось только тем, что происходило не в классе. Задания учителя вывешивали на сайте. А экзамены, в том числе и ЕГЭ, я приезжал сдавать в лицей вместе со всеми, - рассказал паралимпийский чемпион, выпускник лицея №8 «Олимпия» Андрей Гладков. - Для меня как для спортсмена такой способ обучения подошел идеально. Если возникали какие-то сложности, то в любой момент можно было обратиться к каждому из учителей. Я никогда не отставал от своих сверстников, успевал учиться и тренироваться». В «Олимпии» есть практика частичной инклюзии, когда несколько предметов изучается на дому, а несколько - в классе. Дети с особенностями развития, несмотря на технологию обучения - дистанционную или классно-урочную, обязательно принимают участие во всех внеклассных мероприятиях, посещают кружки и факультативы. Особенный не значит изгой Что касается полной инклюзии, то такие примеры пока единичны, но они есть, и это уже огромная победа. «В 2015 году в первый класс вместе с обычными ребятами пошли две девочки с особенностями развития. Сейчас они окончили третий класс, - поделилась Елена Александровна. - За последние три года таких примеров стало больше. В каждом классе есть один-два ученика с особенностями развития». Важным достижением в вопросах развития инклюзии в регионе стало открытие в 2017 году классов для ребят с аутистическими типами расстройств. Один из них действует на базе лицея № 8 «Олимпия». «В этом классе у нас обучается восемь детей. У каждого есть свой тьютор, как и положено в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ», - рассказала Елена Александровна. Для России тьюторство - принципиально новый вид педагогики. Тьютор - это своего рода посредник между традиционным педагогом и учеником с особенностями развития (чаще всего речь именно об аутистических расстройствах). Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности. Ещё один класс для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) существует в школе №9 г. Волжского. Здесь также педагогам помогают тьюторы. «У нас обу­чается шесть человек с диагнозом «расстройство аутистического спектра». Это довольно сложные ребята, но если сравнивать, какими они пришли в начале года и какими уходили на летние каникулы, прогресс очевиден», - поделилась учитель начальных классов волжской общеобразовательной школы №9 Мария Захарченко. Несмотря на то, что класс создан только для особенных детей, они тем не менее имеют возможность общаться с обычными сверстниками на переменах, во время школьных мероприятий, а также посещать вместе с тьюторами уроки музыки и физкультуры в обычных классах. Здоровые ученики всего за год успели полюбить своих необычных товарищей. А кое-кто из ребят с аутическими расстройствами начал не просто реагировать на окружающих, но и играть в догонялки и другие подвижные игры. «Если честно, инклюзия важна не только для ребят с особенностями развития, но и для простых детей, - отдельно отметила Мария Алексеевна. - Мальчишки и девчонки получают представление о том, что в жизни бывают разные люди. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, независимо от достатка, уровня образования и социального статуса родителей. Обычные дети учатся общаться, поддерживать, порой сострадать, помогать, заботиться о ребятах с особенностями развития. Это двухсторонний процесс, где каждый развивается и становится лучше». Быть человеком Действительно, очень важно понимать, что инклюзия - это не только различные образовательные технологии. Во «включение» так или иначе вовлечены все: родители, педагоги, ученики. «Когда ребёнок с особенностями развития приходит, например, в столовую, то задача каждого там присутствующего, чтобы у него получилось взять порцию еды, несмотря на какие-то возможные трудности. Важно, чтобы другие ученики принимали такого одноклассника, да и чтобы родители также благоприятно относились к тому, что вместе с их сыновьями и дочерьми учатся ещё и особенные дети. Что же касается нашего педагогического коллектива, то мы продолжаем постоянно учиться, повышать квалификацию, проходить обучающие программы по инклюзии, общаться с коллегами, имеющими подобный опыт работы, - объяснила Елена Волчанская. - Самое главное - это верить в детей! Мы верим в них, а они начинают верить в себя и добиваться результатов». Инклюзия необходима обществу в целом, хотя бы для того, чтобы просто вспомнить, что значит быть человеком. Материал создан в рамках проекта «Новый день»

Включиться в жизнь. Как развивается инклюзивное образование
© АиФ Волгоград