Войти в почту

Сельская школа – ни крыши, ни пола

Это Алтай. Бесконечная матрёшка бедствий. Беда со школой в поселке Усть-Порозиха. Здание в состоянии, каковое принято называть плачевным, крыша протекает так, что водой заливает со второго по первый этаж, в классах сырость и ветер, полы вздуты, опасность пожара из-за замыканий электропроводки. Скрипучая шаткая лестница, дощатый пол прогибается от каждого шага. В классах осыпается штукатурка, большие дыры на потолке и стенах. «Запах стоит такой затхлый, что создаётся угроза для здоровья детей и учительского состава», – признаёт глава сельсовета. В таких условиях учиться в школе невозможно. Учителя и директор написали просьбу о помощи в комитет по образованию администрации района. Никакой подмоги. Теперь пишут мне. Вместо нормального ремонта школу хотят закрыть. А учеников возить на автобусе в другое село – Самсоново. Там уже больше 200 учеников. Туда уже возят ребят из других посёлков. Беда в том, что и в селе Самсоново – школа-развалюха. Недавно там побывали барнаульские журналисты. Всё то же. Крыша течёт. На стенах плесень и грибок, удушливый запах гниения. Дети болеют, кашляют. Опыты по разведению плесени можно проводить прямо в кабинете биологии. На стенах она разноцветная: черная, зеленая, синяя... На полу лужи: с потолка продолжает капать даже в ясную погоду. — Я утром захожу, а у меня вода кругом. Вытираем, сушим, убираем. Когда просохнет, в первых рядах дети занимаются, — рассказывает Инна Чеботарева, учитель биологии и химии. — А теперь не знаю, как заниматься, здесь проводка обрезана. Я не могу ни компьютер включить, ни свет. А проводку в кабинете обрезали, когда в один из дождливых дней прямо на уроке произошло замыкание и она загорелась. Можно и эту школу закрыть. Всех возить в следующий посёлок. Но все школы Шипуновского района в таком состоянии. И в целом по Алтаю не сильно лучше. Говорю же: матрёшка. Из школы в школу, и везде невесело. Может вложиться на региональном и федеральном уровне? Или утопию предлагаю, популизм, да? Залатать крыши хотя бы, а? Ждём настоящей беды – пожара или обрушения? Средняя зарплата учителя в крае чуть меньше 23 тысяч рублей. Многие из них пришли в школы, чтобы помочь детям знаниями, и осознают себя добровольцами, волонтёрами. Они не только преподают в тяжеленных условиях, но и утешают и подбадривают детей, отскабливают стены, сами ремонтируют школы, подпирают крыши брёвнами. И врачи на Руси, которые трудятся за самые скромные деньги, тоже добровольцы, спасатели жизней. И пожарные, рискующие собой… И много кто ещё, на ком держится страна. Недавно исполнительный координатор Программы добровольцев ООН (ДООН) Оливье Адам сказал: «Россияне хороши во всём... В России очень сильные медицинские специалисты. Солидарность — одна из основных ценностей у россиян. Особенно это проявляется у молодежи. Важна мотивация. Важно, чтобы волонтёр хотел внести вклад в развитие и изменить этот мир. А также важна готовность идти на риск». Он прав, способность рисковать и желание делать реальность справедливее свойственны людям в России. «В ходе исследований мы выяснили, что в среднем россиянин тратит девять часов в месяц на волонтерскую деятельность, это довольно высокий показатель», – заявил Ольвье Адам. Что он имеет в виду? Ведь многие соотечественники и знать не знают, кто такие волонтёры. Полагаю, речь прежде всего об отзывчивости нашего человека, готовности помогать ближнему. Никогда не забуду жителей одного из алтайских городов, где закрыли завод и дом культуры. Каждый год их город затапливает, но они снова откачивают воду из подвала, собираются, обклеивают стены картинками, читают стихи, угощают друг друга, обсуждают маршруты спасения: где навестить и порадовать гостинцами лежачих больных. Это русская самоорганизация. Жизнь наперекор смерти. Но снова и снова возникает вопрос о государстве, которое обязалось быть социальным. Очень надеюсь выбить деньги для несчастных школ. И кстати, уже этой осенью проведу для ребят и в Усть-Порозихе, и в Самсонове уроки литературы.

Сельская школа – ни крыши, ни пола
© Свободная пресса