Кому и зачем нужна двенадцатибалльная система оценок — репортаж
Интересно, как отреагируют наши школьники на изменения, которые им готовит Министерство просвещения. Там сейчас активно обсуждают двенадцатибальную систему оценок. Авторы инициативы убеждены, что старая пятибалльная шкала — себя изжила. Учителя практикуют промежуточные плюсы и минусы. Вот, их и собираются легализовать. Виталий Ханин выслушал все за и против. Пятибалльную систему оценок в российских школах могут пересмотреть В министерстве просвещения началось обсуждение перехода на двенадцатибальную систему оценок в российских школах. Там уверены — нынешние пять с плюсом — только путают учеников. — Де-факто эта система уже существует. Многие учителя используют плюсы и минусы, добавляя их к оценке. Двенадцатибальная система более гибкая и может лучше соответствовать задаче мотивирования ученика, — считает руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. За двенадцатибальную систему выступает человек, известный как «отец ЕГЭ», Виктор Болотов. Учителя, зная, что этот чиновник быстро переходит от слов к единой системе — уже с ностальгией вспоминают старые добрые «отлично» и «хорошо». Ведь рука уже набита, выработан свой стиль. Одни пятерку рисуют аккуратно, а двойку — во всю тетрадь. Другие — могут и рожицу кокетливую добавить. Впрочем, более полная дифференциация может и выручить. — Если мы говорим о более творческой работе, то достаточно сложно оценить работу ребенка именно по пятибальной системе. Иногда хочется поставить больше, а иногда вот эта разница между пятёркой и четвёркой становится либо очень существенной, либо очень не существенной, — говорит педагог Елизавета Мещерякова. Хотя пока только начинается этап обсуждения, уже понятно, что ввести изменения в привычный школьный уклад — удовольствие не дешевое. Речь идет не о рекомендации, а о том, чтобы переписать федеральный закон. Сейчас учебное заведение самостоятельно устанавливает правила. Если серьезно рассматривать идею перехода к двенадцатибальному стандарту — то сотни учёных, психологов, учителей и чиновников потратят огромное количество времени и бюджетных денег. — Ее ключевой недостаток будет в том, что в процессе ее введения, на первом этапе, который может растянуться надолго, к ней окажутся не готовы. Ни учителя, ни педагоги, ни учащиеся, — уверен директор центра социально-экономического развития школы института образования ВШЭ Сергей Косарецкий. Конечно, у школьников министерство просвещения вряд ли спросит — нужно им нововведение или нет. Но мы вопрос всё-таки задали, и выяснилось — пока взрослые спорят, дети хотят просто хорошей оценки. — Раз это не повлияет на мою учебу, то мне все-равно, какая оценка будет — 5 или 12. Только интересны критерии оценивания. Например, за что будут ставить 7, за что 8, — говорит ученица 9 класса Валерия Коровина. Переход на двенадцатибальную бальную систему обсуждался в министерстве просвещения ещё около десяти лет назад, но тогда инициативу не поддержали. К первому сентября очередная попытка установить новые правила, скорее всего, не успеет.