Войти в почту

Специалисты настаивают на максимально ранней профориентации детей

Уже сегодня среднестатистический человек на протяжении всей своей жизни меняет профессию 3–4 раза. А завтра, по оценке специалистов, будет менять вдвое чаще — 6–8 раз. В таких условиях знакомить детей с разными специальностями нужно как можно раньше, причем не просто знакомить, а дать им попробовать себя на разных поприщах. Мы же пока в лучшем случае пару раз в старших классах водим их на экскурсии на предприятия. А потом удивляемся, что выпускники школы не в состоянии понять, какая сфера деятельности им интересна. Понять, чем оборачивается выбор профессии людьми, ничего о ней толком не знающими, помогает простой пример. — В 1990-е годы чуть ли не все дети поголовно хотели быть банкирами, — поделилась зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. — Но когда мы устроили старшеклассникам реальную практику в банке, большинство из них завершили ее уже на второй день. А немногие оставшиеся — на третий. Оказалось, они не подозревали ни о сути работы банковских служащих, ни о связанных с ней ограничениях. А столкнувшись с ними на практике, моментально «разлюбили» неосмотрительно выбранную специальность. Участникам того эксперимента, можно сказать, повезло: он уберег их от серьезной ошибки при выборе жизненного пути и всех последующих разочарований. Но рассчитывать на такое везение, как оказалось, могут не все даже сейчас. Недавний опрос ОНФ подтвердил: каждый третий российский школьник не знает, чем хотел бы заниматься после выпуска; тестирование в школе на определение профессиональных интересов прошел лишь каждый второй; заниматься любимым делом вне школы из-за нехватки времени не имеет возможности также каждый второй учащийся. Стало быть, добрая половина выпускников выбирают вуз вслепую. Нет, с формальной точки зрения система профориентации в российской школе существует. Однако депутат констатировала: «Единой системы информации о разных профессиях, которой могли бы воспользоваться школьники, там нет. Наши профориентационные мероприятия обычно не выходят за рамки разовых и носят чисто информационный характер. Нужна же система профессиональных проб — такая, чтобы попробовать себя в той или иной профессии мог каждый ребенок». Любопытно, что одними из первых системно занялись этой работой экологи: так, каждый школьник, участвующий во всероссийском социальном проекте ранней профориентации школьников из регионов России «Зеленая кисточка», работает там около полугода, рассказала руководитель оргкомитета Вера Кузубова. Однако проект знакомит ребят пусть и с очень нужными, но всего с двумя профессиями: инженера-эколога и специалиста по охране труда. А как быть с остальными? И с какого возраста надо начинать профориентацию? — Работу по профориентации надо начинать с детского сада! — заявил «КВ» первый замминистра образования и науки Чеченской Республики Ильяс Тааев. — Конечно, это не означает, что по ее итогам на каждого ребенка надо навесить ярлык с той или иной определенной профессией. Профориентация должна продолжаться всю жизнь, чтобы выявлять наклонности, проводить психодиагностику, изучать, тестировать, приглядываться. Но начинать надо именно в раннем детстве! — Наш опыт работы, — добавила Вера Кузубова, — свидетельствует, что в школе самым благодатным для профориентации является возраст 8–11 лет. Это очень благодарная публика: подростковых комплексов еще нет и работают они очень хорошо! Ну а реальная проба учащегося в прикладных аспектах той или иной профессии с выходом на предприятия — это удел средней ступени школы, подытожил глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов. Профориентация молодеет буквально на глазах! Источник

Специалисты настаивают на максимально ранней профориентации детей
© Карельские вести