Войти в почту

Учителя экзаменуют виртуальность

Важнейшая задача школьного образования сегодня – подготовить учащихся к жизни в новом мире стремительно развивающихся технологий. Очевидно, что достичь этого невозможно без внедрения в образовательную деятельность новейших технических разработок, причем выбирать из всего обрушившегося на человечество многообразия нужно именно те, которые помогут решать стоящие перед системой образования задачи наиболее эффективно. Одна из таких технологий – Видео-360 – не только активно врывается в повседневную жизнь современного человека, но и предоставляет ни с чем не сравнимые возможности школам, позволяя расширить форматы проведения уроков и по-настоящему заинтересовать учащихся. Проект ее инициализации в систему столичного образования был разработан и активно реализуется Московским центром развития кадрового потенциала образования. О результатах работы над этим проектом и векторах его дальнейшего развития мы беседуем с Директором МЦРКПО Алексеем Рытовым. - Алексей Иванович, об учебных фильмах и сюжетах, подготовленных в новом формате видео, нет негативных отзывов даже от учителей «старой закалки». Он действительно настолько хорош для образовательных целей? - Честно говоря, на наших курсах повышения квалификации преподавателей мы сталкивались с учителями, которые на первых порах были против использования Видео-360 в своих уроках. Как выяснялось позже, продиктовано это было вовсе не негативным восприятием самой технологии, а элементарной боязнью того, что им придется работать с новым предположительно дорогостоящим оборудованием, отвечать за его сохранность, справляться с вероятно сложными настройками техники. А когда выяснялось, что технология общедоступна и проста в использовании, что нужен только смартфон, который сегодня есть практически у каждого ученика, и специальные очки, которые можно даже самостоятельно изготовить из картона, отношение сразу же менялось. И в этом нет ничего удивительного, ведь надевая очки виртуальной реальности, школьники не просто смотрят созданное по новой технологии видео, они как бы погружаются в него, получают ни с чем не сравнимые эффекты присутствия и сопричастности. Созданные нашими специалистами тематические путешествия и обучающие экскурсии помогают учащимся оказаться там, куда в реальности попасть сложно или даже вообще невозможно, позволяют увидеть и рассмотреть с разных ракурсов объекты, недоступные с точки зрения личного посещения, но имеющие высокую образовательную ценность для школьного урока. Формат универсален, подходит для любых видов занятий, и его преимущества становятся очевидны для всякого радеющего за результаты своих учеников преподавателя. - Новые технологии дополнительный интерес учеников, конечно же, гарантируют, но для достижения качественных образовательных результатов одних очков виртуальной реальности мало. Чем созданные вашим центром в формате Видео-360 обучающие фильмы и путешествия отличаются от прочего аналогичного контента? - Если мы с вами возьмёмся искать, например, в англоязычном сегменте интернета Видео-360 для использования на уроке, мы найдем в подавляющем большинстве созерцательные материалы с каким-то музыкальным оформлением. При этом предполагается, что всю информацию об увиденном до учащихся донесут преподаватели. Какую и в каком объеме – в данном случае кому как повезет. Главное отличие наших виртуальных экскурсий – полная интегрированность в образовательные программы. Экскурсии создаются как составные элементы уроков по различным школьным дисциплинам – физике, химии, географии и всем остальным без исключения. Сопровождаются точной графической информацией, а также выверенной текстовой из уст диктора, ведущего или эксперта-профессионала, от которой учитель может отталкиваться для более глубокого погружения в тему. В рамках мегапроекта столичного образования «Московская электронная школа» уже сегодня можно найти десятки учебных фильмов в формате Видео-360 для подготовки к урокам и их проведения. И еще очень важный момент – все они объединяются в циклы тематических путешествий, обеспечивая тем самым конвергентный подход, формирующий у ученика целостное, не ограниченное рамками одного предмета, восприятие полученных знаний. Проект находится в постоянном развитии и для нас очень важна обратная связь с учителями. Мы регулярно проводим опросы профессионального сообщества, анализируя полученные результаты. Эти исследования позволяют выявить как четкие контуры учительских ожиданий, так и спектр их опасений, связанных с использованием технологии Видео-360. - Помимо опасений о которых вы уже упомянули, были еще какие-то? - Да. В том числе связанные с воздействием на здоровье детей. И здесь я хотел бы вспомнить одну историю. В День знаний 1 сентября 2017 года сотрудники МЦРКПО помогали провести самый первый урок в новой школе, которую открыл центр «Русское поле», где проходят реабилитацию дети, перенесшие онкологические или гематологические заболевания. Урок мира проводил летчик-космонавт Олег Блинов, а наши коллеги сопровождали его встречу с детьми показом космического путешествия в формате Видео-360. Конечно же, дети были в восторге от просмотра, ведь они смогли побывать в центре подготовки космонавтов, легендарном центре управления полетами и даже в кабине космического корабля «Союз». Но речь не об этом. Заместитель директора национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева - Директор лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» Александр Карелин не побоялся позвать нас с этой технологией к детям с тяжелейшими заболеваниями. А когда ему задали вопрос о возможном негативном воздействии на их здоровье, в числе прочих он назвал два аргумента. Первый – что применение смартфона в очках виртуальной реальности по воздействию фактически ничем не отличается от его обычного использования, но до сих пор нет ни одного научного исследования, которое бы говорило о вреде мобильных телефонов или коммуникаторов. Второй аргумент – что виртуальные экскурсии не превышают самые жесткие ограничения по времени, прописанные в нормативах для действительно небезвредной старой техники, использующей электронно-лучевые трубки. Технология бесценна для детей, которых в силу различных причин приходится ограждать от воздействий внешнего мира, а также для некоторых категорий учащихся с ограниченными возможностями по здоровью, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра. Если же вернуться к опасениям учителей, о которых мы говорили раньше, следует подчеркнуть, что нами уже несколько лет создается видеоконтент, являющийся неотъемлемой частью поддержки профессионального развития педагогов, использующийся для сопровождения повышения квалификации учителей и в обучении руководителей образовательных организаций. Практическое применение современных информационных, компьютерных и медиатехнологий становится неотъемлемой частью профессионального стиля московского учителя. Так что от боязни не справиться с новыми технологиями мы наших педагогов избавляем быстро и качественно. - Какие результаты исследования оказались для вас неожиданностью? - Приятной неожиданностью стали высочайшие оценки, которые учителя поставили виртуальным экскурсиям. Более 50 процентов всех опрошенных оценили эту работу в 10 баллов из 10-ти. Еще 26 процентов - в 9 баллов, и 16 процентов – в 8 баллов. Получить такое признание от преподавательского состава, который традиционно очень критически относится именно к содержательной части любых учебных материалов, дорогого стоит. - Какие еще достоинства виртуальных путешествий помимо возможности оказаться там, куда в реальности попасть сложно, учителя выдвинули на передний план? - В первую очередь – наглядность и зрелищность, возможность увидеть сложные процессы, невидимые человеческому глазу, с любым уровнем детализации, смоделировать любые процессы и явления. Кроме того, они выделили уникальные возможности Видео-360 по вовлечению учеников в учебный процесс и фокусировке их внимания – обучающийся всегда в центре событий и не отвлекается на внешние факторы. И конечно же преподаватели не обошли вниманием возможность существенного увеличения объема и насыщенности информации для максимального увеличения плотности урока. Но один пункт я хочу выделить особо. Очень важно, что учителя отметили пользу технологии Видео-360 для развития межпредметных и конвергентных подходов к обучению. Это показатель того, что сами педагоги и руководители образовательных организаций начинают «входить» в пространство конвергентных идей. Ведь очевидно, что человек, который сам не проникся какой-то идеей, никогда не сможет донести ее до других. А значит мы стали еще на шаг ближе к решению задачи подготовки выпускников к жизни и труду в эпоху конвергенции, в мире, где будут стираться междисциплинарные границы научного и технологического знания. - Чего ждать от проекта в ближайшем будущем? - Конечно же новых тематических путешествий в формате Видео-360. Кроме того, мы планируем вписывать сюжеты, созданные по новой технологии, в наши традиционные видео продукты, которые создаются в помощь учителям. В тележурнал «Мир вокруг нас», каждый выпуск которого содержит несколько учебных сюжетов и мультфильмов, включаемых учителями в сценарии своих занятий. В передачу «Школа современного урока», где учителя не только могут увидеть лучшие уроки своих коллег, их обсуждение экспертами, но и найти в базе «Московской электронной школы» практически полное методическое пособие по этим конкретным урокам – конспекты, задания, видео о том, как к ним готовиться. Уверен, что такая интеграция наших традиционных продуктов с технологией Видео-360 даст ощутимый эффект в деле развития столичной системы образования и в решении задач актуального повышения квалификации педагогов московских школ.

Учителя экзаменуют виртуальность
© Вечерняя Москва