Войти в почту

Среднее образование для настоящих профессионалов

В начале 2010-х годов 85% молодых людей в возрасте от 17 до 22 лет были студентами вузов. Вера в высшее образование как залог успеха в жизни была всеобщей. Но сегодня экономика страны остро нуждается не в экономистах-юристах-менеджерах, а в квалифицированных тружениках производства. Чтобы избавиться от рабочего дисбаланса, все силы Министерства образования России сейчас брошены на популяризацию среднего профессионального образования – того, что раньше называлось средним специальным. И это, как ни странно, приносит свои плоды. Медленно абитуриенты и их родители направляются в колледжи и техникумы. Правильный ли это выбор и что ждет их после выпуска, выяснило "Уралинформбюро". "Старое" образование для новой экономики "После окончания 11 классов большинство выбирает университеты. Ментальность наша такова: высшее образование мы воспринимаем как социальный лифт, а не как реальную возможность обеспечить себя профессией, – считает начальник отдела профессионального образования и государственного задания министерства образования Свердловской области Альберт Шавалиев. – К примеру, в странах, где частная собственность существует давно, родители передают детям свой бизнес. И детям достаточно профессионального образования, получать высшее им и не нужно. Наши люди идут в вузы, чтобы открыть свое дело, потому что перенимать бизнес не от кого". С наступлением рыночной экономики в нашей стране "работать на дядю" никто не захотел. Молодежь устремилась в вузы, оставив за "бортом внимания" рабочие профессии. Их примеру последовали и власти. "В 90-е годы про среднее специальное образование забыли. Нам в Москве тогда так и сказали: "Готовьте кого хотите, только денег не просите", – вспоминает преподаватель и руководитель отдела технического развития Уральского радиотехнического колледжа им. А.С. Попова Анатолий Шестаков. Когда в новом тысячелетии выяснилось, что не хватает рабочих специалистов, стали появляться различные программы поддержи талантливой молодежи, всероссийские олимпиады по техническим специальностям. В 2013 году для популяризации рабочих профессий основали чемпионат World Skills: студенты соревнуются между собой, а школьники смотрят, чем занимается каждый специалист, и могут решить для себя – нравится им это дело или нет. Как результат – рост числа поступающих в учреждения СПО. Так, в прошлом году желающих попасть в Радиотехнический колледж было вдвое больше обычного. В этом году прием еще не начался, но руководство ожидает аналогичной картины. Под запросы экономики и федеральных властей "подтягивается" и региональное министерство образования. Если в демографически провальном 2016 году в Свердловской области было 17 тысяч бюджетных мест, то в планах на 2018-й их уже 20,5 тысячи. "Прошел пик стремления родителей отдать детей именно в вузы. Резко выросло число специалистов с такой подготовкой, но качество подготовки, на мой взгляд, снизилось. А после получения диплома многие не находили для себя хороших рабочих мест. Осознание этого шло несколько лет", – считает директор Уральского колледжа технологий и предпринимательства Николай Доронин. С ним согласна и директор радиотехнического колледжа Любовь Самсонова: "Появился интерес у родителей (к среднему профессиональному образованию – прим. ред.). Во-первых, зарплата, во-вторых, 4 года – и профессия, да и в вузы поступить можно без ЕГЭ. А внутренние вступительные экзамены сдать гораздо легче". И потому студенты в колледжи теперь приходят осознанно и "подготовлено". Там отмечают: среди абитуриентов растет число отличников и ребят с дополнительным образованием – художественной или технической школой. Обучение в погоне за реалиями Федеральное министерство труда в 2015 году определило перечень 50 самых востребованных профессий на ближайшее время. На основании этого были разработаны 44 федеральных образовательных стандарта. "Сейчас учреждения СПО в Свердловской области лицензируют образовательные программы под новые стандарты. Государственные программы по развитию образования до 2024 года предусматривают финансирование материально-технической базы учреждений. В последнее время средства вкладывались в учебные учреждения, где создаются специализированные центры компетенций под международные стандарты World Skills", – рассказывает Альберт Шавалиев. Принципиальное отличие техникума или колледжа от вуза – значительно больший объем практики. Если будущая профессии звучит как "Мастер отделочных строительных работ", значит, студент не один час простоит у стены, укладывая плитку. Будущий мастер столярного и мебельного производства будет корпеть у станка, а автомеханик – в учебной автомастерской. Для всего этого нужна неслабая техническая база, которой не каждый вуз может похвастаться. Корреспонденты "Уралинформбюро" застали студентов первого курса "плиточников" в Уральском колледже технологий и предпринимательства. Несколько месяцев назад они облицовывали учебные стены плиткой 15 на 15. Сегодня работают с керамикой 20 на 20 – на порядок сложнее. К третьему курсу "дорастут" до мозаики. "С первых месяцев занятий не терпелось начать работать. У нас весь колледж студенты плиткой обкладывали. Не верилось, что и мы так сможем", – наперебой рассказывают ребята. Но дело в их руках уже сейчас спорится. Шпатель-штукатурка-плитка-уровень. На наших глазах за минуты стена из серо-бетонной становится бело-керамической. На непрофессиональный взгляд – учебную работу не отличить от стены в торговом центре или бассейне. "Даже если не буду работать в фирме, всегда смогу сделать ванну знакомым, родителям, у себя дома. В принципе ремонтом заниматься", – рассуждает один из студентов. "Плюс жена пилить не будет", – подсказываем. "Не, меня пилить точно не будет!" – физическая работа явно добавляет парням мужской солидности и самоуверенности. В разумных пределах. СПО должно отвечать современным требованиям расширяющегося рынка труда. "Мы поддерживаем партнерство с немецким фондом Эберхарда Шёка, чтобы выйти на европейский уровень подготовки специалистов. Две недели назад наши автомеханики ездили в партнерскую школу в Германию. Учились диагностике и ремонту автомобилей. Практиковались на BMW и Audi", – делится директор Колледжа технологий и предпринимательства Николай Доронин. В мастерской сантехников студенты сегодня выполняют задание из программы World Skills – создают систему отопления – паяют медные трубы и собирают воедино – на стене уже целый лабиринт, ведущий к батарее. "Задача – собрать систему. В конце по ней пустят воду. Естественно, пару раз у нас были прорывы", – смеются будущие сантехники. От типичного образа представителя этой профессии парни очень далеки: опрятная форма, сосредоточенный взгляд и неслабый багаж знаний. В мастерской они, среди прочего, учатся укладывать теплый пол, устанавливать бесконтактные смесители – все, что так востребовано при современном строительстве. На прощанье для нас включают воду – в собственноручно установленной раковине: "Грех зайти к сантехникам и не посмотреть, как льется вода". В этом году у выпускников СПО появилась уникальная возможность – одновременно сдать итоговую государственную аттестацию и пройти независимую оценку квалификации. А работодатели при приеме на работу имеют право попросить не только диплом, но и свидетельство о прохождении оценки. Эту процедуру проводит независимая структура – ведомство профессиональных квалификаций, куда входят потенциальные работодатели. В процессе обучения студенты изучают образовательные стандарты, которые должны соответствовать профессиональным. В идеале. В реальности же угнаться за ними не просто. Но при оценке квалификации студенты ориентируются на то, что действительно требуют компании от будущего работника и сдают актуальные "нормативы". А после выпуска могут прийти на производство и сразу начать работать. В 2018 году оценку квалификации проведут в 5 колледжах Свердловской области. Карьерные перспективы Выпускников колледжей и техникумов ждут и готовы принять на работу практически в каждой профессиональной области. "Сегодня на Среднем Урале есть потребность в специалистах сферы обслуживания, предприятий питания. Не хватает людей в сфере логистики, перевозок: нужны водители, механики. Потребность есть и в энергетике, машиностроении", – отмечает начальник отдела профобразования регионального минобраза Альберт Шавалиев. Николай Доронин расширяет список: "Мы изучаем статистику департамента занятости, вакансии крупных предприятий. Большую потребность в специалистах испытывает строительство. Также требуются машиностроительные специальности: токари, фрезеровщики, все, что связано с металлообработкой и механообработкой". Преподаватель Радиотехнического колледжа Анатолий Шестаков уверен: было бы желание, а работа найдется. "В нашей области – в электронике – рынок может предложить хорошие рабочие места с хорошей зарплатой. Нас кормит военная промышленность". Но чаще выпускникам учреждений СПО даже не нужно искать работу. Она ищет их сама. Потенциальные работодатели всегда на связи с колледжами и техникумами – "заказывают" специалистов под себя. Так, за монтажниками вентиляционных систем из Колледжа технологий и предпринимательства в очереди стоит "Атомстройкомплекс", а столяров забирает "АСМ-мебель". Полный набор мебели в столярных мастерских Уральского колледжа технологий и предпринимательства – самое наглядное доказательство умения студентов работать руками. Комоды, полки, лавочки – это только то, что поместилось в учебном классе. Сегодня собирают ящики, отрабатывают особую технику обработки дерева. Каждый – за своим рабочим местом, перед каждым - индивидуальный набор новеньких столярных инструментов: на рукоятях еще виден логотип производителя, острие блестит, как начищенное столовое серебро. Работают сосредоточенно – и за помощью преподавателя не обращаются. Без пяти минут профессионалы. "Я всегда парням говорю, даже если работать по специальности не пойдете, все равно сможете работать руками. В доме сможете что угодно починить, проблем с этим не будет никогда. Так и зарабатывать можно", - с уверенностью говорит педагог. Вузы vs. СПО Пожалуй, самый главный вопрос, который беспокоит родителей "птушников" – не будет ли ребенок уступать выпускникам вуза. Интересный факт: на сегодняшний день стандарты подготовки по некоторым техническим специальностям в вузах и в СПО совпадают. "Высшая школа тоже участвует в World Skills наравне с нами. И выступает не лучшим образом. По нашей специальности (электроника – прим. ред.) у них было максимум 12 баллов, а СПО даже на региональном чемпионате набирали до 70. Максимально – 84", - отмечает Анатолий Шестаков. Большинство студентов колледжей, с которыми мы общались, о будущем еще не задумывались, рынок труда не мониторили и работу не искали. Однако статистика говорит в их пользу. Среди выходцев из учреждений СПО на работу по специальности в первый год после выпуска утраиваются 75% выпускников. Оставшиеся 25% пойдут либо в армию, либо в университет - продолжать образование. Продолжить образование в вузе, к примеру, решил сделать Дмитрий Рассказов, студент последнего курса специальности "Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники". После победы в федеральном чемпионате World Skills захотел углубиться в науку – планирует поступать на физтех в УрФУ. О том, что оставил школу ради колледжа, не жалеет. "Решил, что не интересно будет в 10-11 классах. Здесь, в принципе, эту же программу прошел и профессию получил. Хотя эта специальность подразумевает даже несколько профессий: и настройщик, и регулировщик, и ремонтник", – поделился студент. К слову, это еще одна особенность СПО - по многим специальностям выпускники получают больше одной профессии. На рынке же труда догма "только высшее образование" уже не работает – в этом сходятся все эксперты. Сейчас судят не по образованию, а по тому, что умеешь делать. А к практической работе выпускники техникумов оказываются более подготовленными. И это становится реальным преимуществом. "Конкретный пример: директор предприятия "Вектор" Валерий Немтинов мне говорил: "Пришел ко мне выпускник радиофака УрФУ. Спрашиваю, что умеешь? Паять умеешь? Монтажником, слесарем можешь работать? Аппаратуру настраивать умеешь? Нет. А что умеешь? "Я бакалавр". А зачем мне такой бакалавр, который ничего не умеет. Я лучше возьму выпускника радиотехникума и посажу его на монтаж, на регулировку, на настройку аппаратуры. Он все умеет. А если он хочет получить высшее образование, мы за него и заплатим", – рассказывает директор Радиотехнического колледжа Любовь Самсонова. "Хотя самый главный спрос не количественный, а качественный, – считает Николай Доронин. – Некомпетентных специалистов на рынке труда хватает, а вот хороших – дефицит. Все мы хотим, чтобы нам качественно оказывали услуги, строили хорошее жилье, выпускали качественные продукты. Это все начинается здесь, в учреждениях профессионального образования". Сегодня система СПО зачастую оказывается более гибкой и современной, чем высшая школа. Пусть с подачи властей, но средняя ступень образования стала не менее технологичной, чем современное производство. Студенты техникумов и колледжей учатся руками не просто работать, а зарабатывать. И "ПТУшник" сегодня на ругательство уже не тянет. Анна ВАСИЛЬЧЕНКО, Юлия ОВЧИННИКОВА, Владлен ЗАКОЛПИН

Среднее образование для настоящих профессионалов
© Уралинформбюро