«Имитация процесса познания». Учитель о том, как гаджеты мешают школьникам
Скоро прозвенит Последний звонок, выпускники начнут готовиться к ЕГЭ и поступлению в вузы. Между тем на днях в соцсетях появились ролики с уличными опросами школьников Волгограда. Кадры шокируют. Некоторые старшеклассники главным сражением Великой Отечественной войны назвали Куликовскую битву, а ключевым полководцем ВОВ неожиданно стал Владимир Ленин. Когда-то наша страна славилась качеством образования. Так почему же теперь у детей такие знания? Каким образом можно исправить ситуацию? Об этом мы поговорили с бывшим волгоградским педагогом, учителем физики Михаилом Коротковым. Без закона Ньютона Сергей Новицкий, «АиФ» - Нижнее Поволжье»: Вы учительствовали около 30 лет - застали и времена СССР, и современную школу. Почему в эпоху интернета ученики не знают и не помнят элементарные факты? Сами педагоги виноваты или плохие учебники? Михаил Коротков: В современной школе трудится множество талантливых педагогов, энтузиастов своей профессии. Вполне приличного уровня и современные учебники. Но чего действительно не хватает современной школе - это хоть какой-либо заинтересованности в реальных знаниях учеников. Стремления научить детей самостоятельно мыслить и самостоятельно умножать знания. Прекрасно помню, что, когда я только учился в школе, обычные школьники могли с ходу вспомнить целые главы из «Евгения Онегина», без труда разобраться в базовых понятиях физики, алгебры. Иногда встречаю на улицах города своих учеников, у некоторых давно не то что дети, внуки. И знаете, что они мне говорят в качестве комплимента? «Михаил Иванович, ваш предмет мы помним безукоризненно до сих пор». Если какие-то знания у современных учеников и есть, то они часто не приведены в систему. Посмотрите на социальные сети в интернете. Общаясь с ровесниками, школьники в простейших словах делают массу грамматических и орфографических ошибок. Грамотно выстроить фразу, что в письменной, что в устной речи даже для многих старшеклассников - большая проблема. Какой уж тут закон Ома или закон Ньютона! Мне знакомые педагоги иногда жалуются: ученики 5-6-х классов не могут ответить, куда Волга впадает? А мы тем временем потешаемся над безграмотностью школьников где-то в США, Европе. У нас, увы, будет скоро то же самое - удручающая «база» знаний в подавляющем большинстве школ и добротные знания в так называемых элитарных школах и вузах, наглухо закрытых для большинства смертных. Всё пока стремительно идёт к этому. - Но ведь дети поколения постмиллениум почти с пленок на «ты» с гаджетами, интернетом, где нескончаемые потоки информации. - Информационная насыщенность, информационная плотность повседневной жизни вовсе не тождественна высокому уровню знаний. Скорее, наоборот. Современные педагоги сталкиваются с тем, что дети отучаются творчески, логически мыслить ещё до прихода в среднюю школу. И вернуть этот процесс обратно непросто. Доказано, что в возрасте до 6 лет, то есть ещё до прихода в школу, ребёнок получает до 70-80% информации об окружающем мире. И лишь оставшуюся треть - в остальное время жизни. Ребёнок-дошкольник и младший школьник должен непременно иметь дело с реальным, а не виртуальным познанием мира. Глазами читать детские книжки, запоминать, пересказывать часть прочитанного, выделять основную мысль, руками работать с картинками-раскрасками, на ощупь с наборами-конструкторами, постигать реальные предметы, на слух и через полностью включённое воображение - с помощью родителей, дедушек, бабушек, а не гаджетов - постигать сказочный фольклор, литературу. Общение с гаджетами, «кнопочная рефлексия», а также телевидение отучают ребёнка реально чувствовать окружающий мир, мыслить пространственно, объёмно, творчески. В итоге такое поколение детей, приходя в школу, продолжает по привычке практиковать «кнопочный» механический способ познания мира. Который в действительности способом познания не является. Это скорее жалкая имитация процесса познания, которая не предусмотрена в индивидуальной человеческой эволюции. Ни воображение, ни логика, ни творческое мышление при этом не задействованы. Сравните два процесса познания ребёнком окружающего мира: просмотр диафильма и просмотр мультфильма на компьютере. В работе с диафильмом задействована моторика рук, логическое сознание, в просмотре мультика на видеоэкране есть лишь нагрузка на самые простые зрительные и слуховые центры мозга, и более ничего. Позитив от ЕГЭ - И что делать? - Превращать учеников из пассивного объекта получения знаний в активного соучастника обучения. - Это как? - Например, у советского учителя-новатора Виктора Шаталова упор в преподавании делался на так называемую логическую память. Это такой вид постижения информации, при которой ученик в первую очередь схватывает суть явления, а затем самостоятельно, если это необходимо, способен восстановить второстепенные детали любой, даже довольно сложной, темы. У Шаталова ученикам давалась возможность логического, а не механического запоминания любой информации удобными блоками и модулями. - Считаете, нынешняя система ЕГЭ тоже делает упор на механическое запоминание? - Само по себе ЕГЭ - явление прогрессивное. Система тестирования знаний, вопреки массированной критике, призвана, во-первых, убрать элемент досадной случайности при проверке знаний выпускников, во-вторых, действительно активизировать способность молодых людей легко оперировать базовыми знаниями и навыками. В ЕГЭ высокие баллы показывают именно те ученики, что имели хорошие базовые знания. Причём имели эти знания задолго до самого экзамена. В общем, система ЕГЭ, как это ни парадоксально, едва ли не единственный позитивный элемент в современной школе. Ген ума - Что тогда вы отнесли бы к наиболее негативному моменту? - Взаимодействие учителя и ученика в современной школе формализовано и минимизировано, педагог перестаёт быть педагогом. Особенности традиционной российской педагогики - это в равной мере и воспитание, и образование. Но этого становится всё меньше. Например, в свою бытность классным руководителем я часто ходил с учениками в многодневные походы, мы много времени общались во внеклассных рамках, обсуждая различные общественные, культурные явления. И этот опыт общения был едва ли не ценнее всего остального. В наши дни, чтобы учитель собрал группу учеников и отправился куда-либо - в поход по реке, в лес, взял бы на себя поездку в историческую местность, - это считается огромным исключением. Чаще всего учителя боятся внеклассной работы как огня, по возможности сводя её к минимуму. Что мы имеем в итоге? Один из теперь уже бывших министров образования заявил: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Но потребителю не нужно развития, ему нужно развлечение и умение пользоваться готовым продуктом. Вообще, самый большой враг в педагогике - профессиональное равнодушие, нежелание расти дальше. - Что будет, если наша школа окончательно возьмёт курс на выращивание потребителей? - Мы потеряем статус интеллектуальной державы. Недавно с космодрома «Восточный» мы запустили дорогостоящий спутник, который не долетел до пилотируемой орбиты. Ступени ракет-ускорителей были смонтированы с грубейшими ошибками. Причём все ответственные детали в космической промышленности давным-давно делают с таким прицелом, чтобы их было невозможно неправильно смонтировать при сборке. Но даже такая «защита от дурака» банально не сработала - катастрофу спровоцировал монтаж плоскостей ускорителей в буквальном смысле вверх тормашками. Мы всегда были нацией творцов и новаторов. Но негодное образование даже такой наш национальный ген способно нивелировать. В современной школе должен возобладать здравый смысл, а не стремление к показухе или к дутым оценкам. И тогда всё у нас получится.