Госсовет Татарстана снова вспомнил о языковой проблеме
Довольно неожиданно и ярко вспыхнули сегодня в республиканском парламенте дискуссии по языковой проблеме. Вопрос, который изначально даже не значился в повестке дня включили по предложению группы депутатов. именно он и стал наиболее резонансным, по крайней мере, самые эмоциональные выступления касались этой темы. Причиной стал законопроект о добровольном изучении национальных языков, который внесен в Госдуму. Татарстанские парламентарии резко негативно отнеслись в этой инициативе и подготовили обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину. Среди выступавших оказались депутаты: Ринат Закиров, Разиль Валеев, Дмитрий Самаренкин, Ирек Шарипов, Рауфаль Мухаметзянов, Рафил Нугуманов, Марат Галеев и Хафиз Миргалимов. Высказался и спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, который признал, что спешное рассмотрение этой темы в прошлом году было связано с выборами президента и нежеланием нагнетать обстановку. В итоге, после весьма эмоциональных выступлений, обращение к Володину приняли большинством голосов. «Казанский репортер» публикует полную версию обсуждения темы родного языка и публикует текст обращения.ОБРАЩЕНИЕ Государственного Совета Республики Татарстан к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину по проекту федерального закона № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»Уважаемый Вячеслав Викторович!В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Законопроектом устанавливается, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе, а изучение родных языков – с учетом потребностей обучающихся и их родителей.Между тем установление государственных языков республик Российской Федерации является одной из особенностей их конституционно-правового статуса, отличного от статуса других субъектов Российской Федерации. Государственные языки республик используются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (часть 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации).На основании указанных конституционных предписаний законодательство Российской Федерации гарантирует использование государственных языков республик в различных общественных отношениях.Как вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 ноября 2004 года № 16-П, одним из средств обеспечения использования государственного языка республики во всех сферах официальных отношений является его изучение при получении основного общего образования.Отмена полноценного изучения государственных языков республик Российской Федерации неизбежно приведет к нарушению функционирования этих языков в качестве государственных, а также не будет отвечать основным конституционным положениям, регламентирующим статус личности, – об обладании каждым гражданином Российской Федерации всеми правами и свободами и несении равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации(часть 2 статьи 6). Вызывает глубокую озабоченность и попытка перевести изучение языков народов Российской Федерации в вариативную часть основной образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений. Согласно части 3 статьи 68 Конституции Российской Федерации Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В настоящее время федеральным законодательством и федеральными государственными образовательными стандартами обеспечивается возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации. Родной язык входит в обязательные предметные области наравне с такими предметами, как русский язык и литература, иностранные языки, математика и другие. Предлагаемые изменения не согласуются с принципами государственной политики в области образования и не отвечают предъявляемому к содержанию образования требованию содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, этнической принадлежности (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).Полагаем, что государственная система образования должна руководствоваться необходимостью всестороннего развития подрастающего поколения, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. Несложно предсказать, что факультативное изучение государственных языков и языков народов Российской Федерации приведет к тому, что использование языков практически будет сведено исключительно к бытовому общению, и это грозит утратой будущими поколениями своей национальной идентичности.Такая тонкая, требующая филигранной настройки сфера межнациональных отношений, как изучение языков народов Российской Федерации, предполагает принятие взвешенных решений с учетом интересов народов России, которые послужат дальнейшему укреплению нашего многонационального Отечества. Государственный Совет Республики Татарстан считает, что необходимо сохранить право изучения родного языка в обязательной части образовательной программы для всех народов России, а также исключить неопределенность в организации преподавания и изучения государственных языков республик, определив федеральными государственными образовательными стандартамиобязательность их изучения.Внесению данного законопроекта на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации должно предшествовать его обсуждение в республиках и автономиях Российской Федерации в целях недопущения негативного общественного резонанса. Обращаясь к Вам, уважаемый Вячеслав Викторович, выражаем уверенность в том, что конституционные права граждан Российской Федерации в реализуемой языковой и образовательной политике будут неукоснительно соблюдаться.