Войти в почту

Инженерное образование модернизируется и по содержанию, и по форме

В СФУ работают над совершенствованием инженерного образования не первый год, внедряя проектный подход, создавая собственные технологии, перенимая и масштабируя лучшие практики российских и зарубежных университетов, стремясь как можно раньше дать студентам возможность получить практические навыки у конкретного работодателя. Университет заключил множество партнерств как с государственными, так и с частными корпорациями, крупным, средним и малым бизнесом, где востребованы инженерные кадры. Реализуются и различные программы повышения квалификации. Системное инженерное мышление, работа в команде, лидерство, коммуникативные навыки, междисциплинарные знания - все это составные части инженерного образования сегодня. Современный инженер должен принять социальные, экономические и технологические вызовы времени и уметь ответить на них, а свои знания превратить в технологическую новацию, считает руководство вуза. Поэтому ему необходимы и предпринимательские навыки. - Когда началась программа модернизации инженерного образования, перед нами встал первый вопрос: что нас не устраивает в существующем? - говорит и.о. ректора СФУ Владимир Колмаков. - И мы пришли к выводу, что современный инженер - это мощная техническая подготовка плюс дополнительные знания в области системной инженерии и управления проектами, навыки коммуникации, это лидерство и креативность. Современные студенты более подвижны, пытливы, у них больше доступа к информации. Они более продвинутые с точки зрения цифровых технологий, источников информации. Но ни для кого не секрет, что при серьезном объеме набора на технические специальности все равно в регионах Сибири сохраняется большой дефицит подготовленных специалистов, способных и, что немаловажно, желающих, связать свою судьбу с производством. В магистратуре каждый проект должен заканчиваться конкретным инженерным продуктом, который может быть интересен для производственной компании - Поэтому перед университетом встала задача попытаться изменить и содержание, и формы инженерного образования, - поясняет директор департамента развития магистратуры и дополнительного профессионального образования Ольга Осипенко. - Например, прежде лекция была практически единственной формой обучения, а профессор оставался единственным носителем знания. А сегодня источников информации множество, так зачем же тратить время на пересказ учебника? Дайте студенту конкретное задание, пусть сам найдет информацию, оставшееся время истратит на консультации и дискуссии с профессурой. Так, в 2012 году в университете поставили задачу - для подготовки инженеров перейти на проектный режим обучения. В магистратуре каждый проект должен заканчиваться конкретным инженерным продуктом, который должен быть интересен и конкурентоспособен для производственной компании. Тогда у магистрантов складывается понимание того, что они делают серьезное дело. Проявились и работодатели, у которых были реальные интересы: компания "Информационные спутниковые системы" им. Решетнёва", предприятие "Радиосвязь", "Роснефть", РУСАЛ и др. Каждый семестр студент делает как минимум один проект. Обязательна его публичная презентация. В качестве экспертов привлекаются действующие сотрудники предприятий. Впоследствии было принято беспрецедентное решение - большой объем практики перенесли в международные компании, причем при условии, что она должна быть длительной - не меньше 8 недель. Для этого магистрантам потребовался английский язык, без которого невозможно говорить о доступе к мировым источникам информации. Современный инженер - это мощная техническая подготовка плюс знания в области системной инженерии и управления проектами Сегодня в вузе уже есть магистерские проекты, которые реально коммерциализованы. Это, например, 3D-принтер по очистке нефтяных резервуаров и другие. Несколько иначе получалось с бакалавриатом, и тому есть объективные причины, считает профессор кафедры современных образовательных технологий, член университетской команды по модернизации инженерного образования Наталия Гафурова. - В системе бакалавриата-специалитета обучается гораздо больше студентов, они должны изучать общеобразовательные предметы - математику, историю, физкультуру и т.д., то есть мы обязаны обеспечить набор дисциплин, обязательных с точки зрения государственного образовательного стандарта. Наконец, по сравнению с магистратурой это более длительный период обучения. Но и здесь по инженерным направлениям с начала учебного года стартовали новые формы - студентам предложили игры с инженерными задачами. У них есть право выбора дисциплин, каждый может выстроить свою индивидуальную траекторию. Несколько дисциплин им читают на английском языке, который по усиленной программе будущие бакалавры изучают все четыре года. Кроме этого, в вузе меняют и содержание отдельных дисциплин. Например, зачем студента-первокурсника заставлять изучать Киевскую Русь, которую он уже изучал в школе? И в вузе ввели курс истории науки, техники и производства. Практика показала: когда исторические факты увязываются с будущей профессиональной деятельностью, студентам становится гораздо интереснее. Появилась и совсем новая дисциплина, которая, например, в Японии на любом инженерном направлении преподается четыре-пять лет. Это спецкурс по выбору "Инженерная этика". Он отвечает на простой вопрос: как твое инженерное решение улучшит жизнь людей и что будет после того, когда им перестанут пользоваться? Это вопросы, связанные с социумом, с этикой. Всего ввели уже 8 новых дисциплин. Многие новые образовательные идеи в СФУ взяли из опыта других университетов, включая зарубежные - университет на постоянной основе общается со 140 университетами мира. Так, из Массачусетского технологического института СФУ, как и ряд других университетов страны, при поддержке Министерства образования и науки РФ, позаимствовал концепцию CDIO (Conceive-Design-Implement-Operate). В переводе с английского это означает "Задумка - Проектирование - Реализация - Управление". Это международный проект, и студенты СФУ регулярно, не менее двух раз в год, участвуют в общих международных сборах. В этом году такой сбор пройдет в Японии, тема - проектирование дронов. В вузе уже по конкурсу выбрали трех студентов со свободным английским языком и с очень продвинутыми инженерными знаниями. Кроме того, в программе развития СФУ анонсирован проект создания Инженерного городка. - Это будет современный район инженерной науки и образования в пределах нескольких микрорайонов университетского кампуса, - рассказывает директор департамента проектной деятельности СФУ Павел Вчерашний. - Но не только. Это еще и попытка создания новой системы взаимоотношений. При непосредственной помощи Министерства образования и науки РФ завершается реконструкция большого учебно-лабораторного корпуса, в котором каждый студент сможет реализовать свои инженерные идеи. Доступ в это пространство с современным оборудованием будет 24 часа в сутки все дни недели. Корпус будет сдан уже к концу 2018 года. - Важно предоставить молодежи возможность получения практических навыков работы, реализации идей через студенческие конструкторские бюро, возможности создания прототипов, разработки проектной документации в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, - продолжает Павел Вчерашний. - Одним из главных направлений творческой мысли в Инженерном городке должно стать совершенствование среды обитания человека. Как мы сохраняем здоровье, какой образ жизни ведем, из чего строим дома и как возводим города, какой используем бензин, какой кладем асфальт, что едим, каким воздухом дышим и т.д. Мы хотим подготовить творческих и компетентных людей, а кем они станут - инженерами на заводе по созданию роботизированных систем или механиками крупного агрохолдинга - это уже будет их выбор. Главное, чтобы наш выпускник стал личностью, преобразующей действительность, улучшающей жизнь. кстати Уже сейчас студенты СФУ готовы разрабатывать в Инженерном городке свои идеи: прототип экологичного индивидуального средства передвижения - болида на солнечной энергии; автономное инвалидное кресло, шагающий механизм для подъема по лестницам, навигацию для слабовидящих, дроид-проводник и др. - для людей с ограниченными возможностями; роботы и роботизированные системы различного назначения, в том числе в добывающей промышленности; энергоисточники возобновляемой энергии для полива газонов, независимого уличного освещения, переработки излишков снега в очищенную воду; установка производства вторичной бумаги для делопроизводства; беспилотный транспорт между площадками, сеть велоинфраструктуры, бренд-велосипед на электротяге, из полностью перерабатываемых материалов и легкосплавного алюминия; подводный дрон; оборудование и приспособления для сварки.

Инженерное образование модернизируется и по содержанию, и по форме
© Российская Газета