Часы порежем, зарплату оставим. Челябинские учителя боятся обнищать

Платят больше, получают – меньше В январе 2017 года учителя Южного Урала получили долгожданное повышение окладной части своего заработка. Если раньше оклад педагога за полную ставку – 18 учебных часов в неделю – составлял чуть более 10 тысяч рублей, то в последний год эта сумма выросла до 15,1 тысячи рублей – почти в полтора раза. Соответственно повысились и заработки школьных преподавателей. Однако счастье оказалось недолгим: уже сейчас в нескольких школах Челябинска педагоги вынуждены подписываться под нормативными актами, созданными руководством учебных заведений, обязуясь не брать себе нагрузку больше полутора ставок – 27-30 часов в неделю. Таким образом, учитель, в последние месяцы получавший больше 30 тысяч за работу на две ставки, в следующем учебном году не сможет заработать больше 22,6 тысячи рублей. В некоторых случаях ограничение вводится вообще с 1 февраля. «Еще в конце 2016 года нам раздали уведомления за подписью директора школы, – на условиях анонимности рассказывает один из обратившихся в редакцию «ФедералПресс» педагогов Ленинского района Челябинска. – Ссылаясь на положение городской думы об оплате учителей и статьи Трудового кодекса, директор сообщает нам парадоксальную вещь: должностной оклад увеличивается без увеличения уровня зарплаты. То есть зарабатывать больше мы, видимо, не имеем права». В предоставленном «ФедералПресс» бланке уведомления, кроме того, есть предупреждение: отказавшиеся работать в новых условиях будут уволены по пунктам 1 или 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса, то есть по соглашению сторон или из-за отказа сотрудника от продолжения работы. Почему вопрос об урезании учительской работы и денег встал только сейчас? Дело в том, примерная «расчасовка» на будущий учебный год в школах составляется весной текущего года. Общее число уроков по каждому предмету подвержено колебаниям и зависит от нескольких факторов: сколько будет набрано первых классов, сколько выпустилось одиннадцатиклассников. Кроме того, во многих учебных заведениях заново формируются десятые классы: например, из двух «общих» девятых классов составляются три профильных десятых, каждый со своим уклоном – в естественно-научные, гуманитарные или экономические дисциплины. Кроме того, есть нюансы. Например, президент Путин выступал с инициативой о введении в школах дополнительного урока физкультуры, власти на местах эту идею охотно подхватили... Но обязательным дополнительный, третий на неделю урок так и не стал, так что, например, на физруках любой директор школы запросто может «сэкономить». Таким образом, нагрузка на учителей-предметников и без того меняется из года в год, но до сих пор это были не слишком значительные и по большей части естественные колебания. Министр образования Челябинской области Александр Кузнецов не видит в ограничении почасовой нагрузки ничего страшного. «Так это же хорошо! – заявил министр, узнав о причине обращения педагогов в редакцию. – Заработная плата педагогов Челябинской области в любом случае поддерживается на уровне, заданном указом президента. И перед нами стоит задача увеличивать зарплату не за счет большого количества часов, а за счет качественной работы, причем не только непосредственно на уроках. Зачем мне хвалить работодателей, которые поставили работу просто на конвейер. Я думаю, опасения учителей беспочвенны. Заработок учителя зависит не только от количества часов, которые он ведет, но и от массы других параметров. Конечно, часы – это одна из основных составляющих, но кроме них есть воспитательная, методическая работа, внеурочная деятельность, которая является частью образовательного процесса. Поэтому думать, что если у человека протарифицировано меньше часов, то и зарплата будет никакая, неправильно: так полагают только не разбирающиеся в структуре заработной платы люди, не понимающие, к чему мы идем». Разумеется, заработок педагогов не складывается исключительно из окладной части. Есть оклады в системе дополнительного образования – порядка 12 тысяч рублей за 18 часов. Но, как утверждают педагоги, занятому ведением уроков учителю получить больше трех часов кружков нереально, то есть в месяц выходит добавка к основной части зарплаты около 2 тысяч рублей. Кроме того, существуют надбавки за стаж, за классное руководство, за профессиональную категорию – но для абсолютного большинства учителей погоды они не делают, так как в месяц добавляют буквально по несколько сотен рублей. Сейчас, по словам педагогов, работники из школ, где введены ограничения, пытаются скомпоновать под себя расписание с минимум «окон», чтобы иметь возможность высвободить хотя бы половину дня для подработки на стороне, в соседней школе. Удается это не всем: во-первых, у «соседей» могут быть те же проблемы, во-вторых, некоторые директора такие «походы за длинным рублем» не одобряют. Однако зачем вообще вводить ограничение? Манок для вчерашних студентов «Год назад нам увеличили в полтора раза оклад, а теперь режут нагрузку, – заявляет один из преподавателей. – Но ведь общее число часов в школе не изменится от того, что мы откажемся от какого-то количества уроков!» «Мы обсуждали эту проблему с коллегами, – сообщает другой педагог, работающий в школе Тракторозаводского района. – И пришли к выводу, что такое искусственное ограничение до полутора ставок нужно только для одного: на высвободившиеся часы в школу примут новых специалистов, а руководство потом бодро отрапортует, что после выполнения «майских указов» в школы потянулись молодые специалисты». Заметим, формально «майские указы» в Челябинской области действительно выполнены и перевыполнены: по данным пресс-службы регионального министерства образования, средняя заработная плата педагогического работника на Южном Урале составляет 31,02 тысячи рублей. Это даже чуть-чуть больше суммы, указанной в распоряжении президента Владимира Путина, требовавшего в свое время поднять учителям зарплату до 30,6 тысячи. Однако, как указывают педагоги, статистика отражает только «среднюю температуру по больнице». «Знаю, что несколько педагогов из школы №155 ходили на прием в комитет по делам образования челябинской администрации, – продолжает источник «ФедералПресс» в школьной среде. – Чиновники удивились таким сведениям и заявили, что никакого приказа, ограничивающего почасовую нагрузку для учителей нет и быть не может: закон это никак не регламентирует. Однако в то же время у нас в школе шепотом говорят, что если кто-то в будущем году получит больше 27 часов, то директору «дадут по шапке» А кто? Прямое наше руководство – как раз городской комитет!» Ответ сотрудников комитета «ходокам» подтвердила корреспонденту «ФедералПресс» начальник комитета по делам образования Светлана Портье. «Никакого приказа мы не издавали точно, – заявила Светлана Викторовна. – Если в какой-то школе вводятся такие ограничения, то считающим себя несправедливо обиженными учителям стоит обратиться напрямую ко мне, уверена, мы решим этот вопрос. Ограничений нет». Впрочем, пока напрямую к Светлане Портье преподаватели обращаться не желают. Корреспондент «ФедералПресс» пообщался с учителями из пяти школ города. Большинство признаются: молчат, потому что боятся. «Педколлектив – это закрытая каста, директор в состоянии превратить в ад жизнь любого работника, – утверждают преподаватели. – Если пожаловаться официально, то работать в школе потом точно не удастся. И, несмотря на дефицит преподавателей, не факт, что удастся устроиться в другую: руководители учебных заведений все знают друг друга». Хоть из школы не вылезай! Справедливости ради заметим: искусственное ограничение ставок вводится далеко не во всех образовательных учреждениях Челябинска. Так, учителя школы №153 в Центральном районе Челябинска, куда обратился корреспондент «ФедералПресс», даже удивились, узнав о проблемах коллег из других районов. «Ничего такого у нас не было, – заверила «ФедералПресс» преподаватель начальной школы Наталья Осинцева. – Бери часов сколько сможешь, хоть из школы не вылезай! Другое дело, что жадничать тоже не стоит: с 40-часовой нагрузкой неизбежно упадет качество работы. Учитель ведь не только ведет уроки – есть составление документов, проверка домашних заданий и контрольных работ, внеклассная работа, классное кураторство и многое другое». Ситуация разнится не только от школы к школе, но и от города к городу. В Чебаркуле, например, учителей-стахановцев только приветствуют: местная школьная система задыхается от кадрового голода. «У нас рады любому, согласившемуся пойти учителем, – рассказывает преподаватель русского языка и литературы в одной из чебаркульских школ Дарья Малахова. – Просто потому, что работать некому. Нам бы и по 25 часов в сутки брать разрешили, только это физически невозможно. В Челябинске, наверное, другая ситуация, а у нас настоящий кадровый кризис».Лишним доводом в пользу того, что введение «часовых ножниц» – личная инициатива отдельных директоров служит и еще один факт: даже в школах, где большинство педагогов из страха или просто не подумав подписали уведомления, остались учителя, не отказавшиеся от нагрузки в 2 – 2,5 ставки. Правда, как свидетельствуют наши источники, это в основном пожилые, заслуженные работники, достаточно авторитетные, чтобы противостоять официальному руководству». «Это, конечно, частная инициатива, – подтверждает Александр Кузнецов. – Но я неоднократно говорил, что и министерство будет стремиться снижать среднюю почасовую нагрузку на учителей. При этом заработная плата будет расти. Это моя личная позиция, она не регламентирована какими-то нормативными актами. Собственно, регламентировать ее мы и не имеем права, потому что какие-то касающиеся нормирования акты могут издаваться только на уровне образовательной организации. Но мы с неудовольствием смотрим на те школы, где нагрузка зашкаливает все разумные пределы. Мы за то, чтобы у педагога нагрузка была в районе примерно 20-21 часа в неделю, чтобы оставалось время для других аспектов учительской деятельности. И уровень заработной платы, я подчеркиваю, будет поддерживаться на заданных параметрах. Это даже не указ президента, это требования федерального закона». Молодежи взяться неоткуда Некоторые челябинские учителя не просто переживают за собственный заработок: по их мнению, странные шаги руководства школ свидетельствуют не столько о желании выслужиться, сколько о серьезном кадровом кризисе всей системы общего среднего образования. С ними согласны и на периферии Челябинской области. По мнению директора троицкого лицея №13 Сергея Старченко, «хэдхантерские» приемы с искусственным освобождением ставки для молодого преподавателя не сработают даже в Челябинске. В провинции ситуация с молодыми специалистами еще хуже. «Молодых педагогов реально не хватает, – утверждает директор лицея, поддерживающий связи со многими сильными школами региона. – Критически не хватает преподавателей математики, физики, иностранного языка – выпускники педагогического университета просто не доходят до школы. Педвуз в Магнитогорске закрыт, а челябинский выпускает по две группы тех же физиков и математиков в год вместо четырех, как было в прошлом. В школы идут ребята, закончившие, например, «приму» (прикладная математика) в ЮУрГУ. Они знают свой предмет, но вот преподавать его просто не умеют! В Троицке доходит до того, что на отдельные предметы директорам приходится ставить выпускников ветеринарной академии. Ветеринары преподают географию и алгебру!» «Кадровая нехватка? Да, в сельских районах эта проблема существует, но там не хватает специалистов в любой сфере хозяйственной деятельности, – парирует министр Кузнецов. – Физической нехватки преподавателей нет почти нигде, вот к качеству большие вопросы. Мы как раз сейчас работаем над повышением квалификации преподавателей в сельской местности и малых городах. Да, есть ситуации, когда какие-то предметы ведут даже не специалисты, но, к счастью, она не тотальная. Что касается Челябинска, то тут, насколько я знаю, вообще уже конкурс объявляют между педагогами – претендентами на место. В свое время, четыре-пять лет назад, была проблема с «иностранцами» (преподаватели иностранных языков – прим. «ФедералПресс»). Сейчас она решена, доходит до того, что учителя английского языка не могут найти места в школах. Беспокоят физики – очень приличный возраст у большинства преподавателей. В центре внимания должно быть именно качество, профессиональные компетенция педагогов».