Самарская гимназия № 4 стала призером форума образовательных инициатив
Гимназия № 4, где более 40 лет школьники углубленно изучают немецкий язык, представила на форуме опыт работы городской площадки "Компетентностно-контекстная модель образования". Действует она на базе гимназии с 2013 года, когда на эксперимент решились четыре педагога. Работа предстояла сложная, ведь под новую модель обучения пришлось полностью перестраивать образовательный процесс. Но результат, к которому она приводит, стоил того. Используя эту модель, над развитием которой гимназия работает под руководством заведующей кафедрой центра развития образования Самары Натальи Рыбакиной, педагоги одновременно решают несколько задач. С одной стороны, они учат детей учиться, чтобы быть успешными людьми. С другой — дети получают все необходимые им на сегодняшнем этапе компетенции, которые представляют собой совокупность предметных и метапредметных знаний, а также социального опыта. У педагогов, использующих компетентностно-контекстную модель, уроки существенно отличаются от традиционных. Эти учителя работают над планом не каждого отдельного урока, а всей темы целиком, которая может быть рассчитана и на 15-20 уроков. На первых из них педагог дает детям общую картину новой темы. Часть времени, отведенного на всю тему, уделяется применению правил, новой информации для решения практических задач. И почти 40% от этих 15-20 уроков у детей остается на самостоятельное закрепление пройденного материала. Для детей уроки длятся все те же 45 минут, которые теперь пролетают незаметно, так как все это время ребята увлечены работой. Самостоятельное закрепление вовсе не означает, что они сидят смирно за партами каждый над своей тетрадкой. Они по желанию выбирают себе партнеров, с которыми работают над решением предложенных задач. Совместная деятельность захватывает детей, на таких уроках им не скучно. Объясняя друг другу, почему нужно делать так, а не иначе, они еще глубже погружаются в тему и понимают ее всю целиком, а не отдельными частями. И если уж что-то все-таки не получается, всегда можно проконсультироваться с учителем. При этом задания ученикам дают разного уровня — от базового до олимпиадного. И здесь снова ребенок делает собственный выбор: достаточно ли ему справиться с задачей первого уровня и получить потом на контрольной заслуженную троечку или же стоит попытаться добиться большего. Как показала практика, такой подход серьезно мотивирует детей на учебу, оставаться на базовом уровне не хочет никто. Кроме того, подобная организация уроков позволяет учителю индивидуально подойти к каждому ребенку и уделять должное внимание отстающим, решая с ними задачи на базовом уровне до тех пор, пока ученик не начнет справляться с этим сам. Каждый год к работе по этой модели в гимназии подключаются новые педагоги. Сегодня ученики не скучают и стремятся добиться как можно лучшего результата на уроках химии у Ольги Артеменко, уроках немецкого языка — у Ольги Дорониной, Ирины Бобровой, Юлии Петуховой и Натальи Загудаевой, физики — у Натальи Ануфриевой и на целом ряде занятий в начальной школе у Ирины Елистратовой. Планируется, что в следующем году в новом формате будут проходить и уроки биологии. Елена Ураксина, директор самарской гимназии № 4: — Мы хотим, чтобы каждый ученик развивался, а для этого он сам должен научиться работать, прилагать собственные усилия. И компетентностно-контекстная модель обучения позволяет ребенку учиться с увлечением, не бояться делать ошибки, ставить перед собой новые цели и достигать их.