Как решить проблему безопасности в школах

19 января подросток напал с топором на учеников школы в поселке Сосновый Бор города Улан-Удэ и устроил пожар. Это уже второй резонансный случай насилия в школах за последние дни — 15 января в одной из школ Перми двое подростков нанесли ножевые ранения девяти ученикам и учительнице.

Как решить проблему безопасности в школах
© ТАСС

Вооруженных ножами подростков не могли обыскивать

С точки зрения правовых норм и стандартов безопасности, двое подростков, вооруженных ножами, прошли в школу №127 Мотовилихинского района Перми абсолютно легально.

По словам Дмитрия Перминова, замдиректора охранного предприятия "Аякс-Безопасность", охраняющего школу, один школьник прошел по электронной карточке, а второго просто записали в журнал посещений, как всех учеников, забывших пропуска. "В соответствии с распоряжениями руководства школы, охранник дала подростку без пропуска журнал, юноша записался, и охранник пропустила его в образовательное учреждение", — пояснил Перминов.

Как пояснили корреспонденту ТАСС в администрации города Перми, в регламенте образовательного учреждения не предусмотрен личный досмотр детей. Соответственно женщина-охранник не имела полномочий, чтобы досмотреть подростков, не могла обнаружить ножи.

Губернатор Пермского края Максим Решетников после трагедии подчеркнул, что "есть системные проблемы с межведомственным взаимодействием, которые, очевидно, потребуют решения и потребуют изменения федерального законодательства", но о каких конкретно проблемах идет речь, не уточнил.

В некоторых регионах уже отреагировали на события в Перми и Улан-Удэ намерением усилить системы безопасности в школах. Так, во всех учебных заведениях Санкт-Петербурга в ближайшие годы появятся металлоискатели, сообщила журналистам председатель городского комитета по образованию Жанна Воробьева. По ее словам, сейчас металлоискатели есть в 156 школах, они остались там после проведения ЕГЭ. Вопрос финансирования их установки в остальных школах властям еще предстоит обсудить.

Где взять деньги на охрану

Из каких источников финансировать обеспечение безопасности в школах — этот вопрос на уровне федеральных законов он не урегулирован. В результате там, где местные власти могут себе это позволить, они выделяют деньги, но в большинстве случаев школы изыскивают деньги на охрану из собственных бюджетов.

"Точно не скажу, но у нас получается примерно 140–180 тысяч [рублей] в год [на охрану школы] — это один охранник без усиления, а если мы еще усиление берем — на праздничные дни, на первое сентября, то еще дополнительно оплачиваем, — рассказала ТАСС Эльвира Адамова, директор средней школы № 133 города Перми, соседней с той, где произошло нападение на учеников. — Мы сами видеонаблюдение устанавливали и эти турникеты устанавливаем, но это же очень большие деньги. Сейчас уже со школьных фондов [деньги выделяем], потому что с родителей не собирают. Раньше это было за счет родителей, когда-то давно, лет 15 назад, а сейчас это уже из внебюджетных источников мы оплачиваем, из арендных денег и так далее".

А вот в городе Находка Приморского края деньги на охрану выделяются из городского бюджета. Но решение это было принято только после того, как в марте 2016 года в местной школе №8 прямо в кабинете директора убили ученицу. После этого в школе был решен дефицит с техсредствами (видеокамеры, турникеты и пр.), а частное охранное предприятие перешло на круглосуточный режим работы.

"Конечно, это потребовало дополнительного финансирования, мы бы и раньше ввели такую охрану, если бы могли себе такое позволить, на нее один миллион рублей в год уходит. Все это сейчас покрывается из бюджета города", — отметила в беседе с корреспондентом ТАСС директор школы Маргарита Кучинская.

Но так происходит далеко не везде. В Волгограде 25 октября 2017 года в школе №85 было обнаружено тело 14-летнего ученика с ножевым ранением в области сердца. После этого было объявлено об усилении мер безопасности. Однако насколько они эффективны, ТАСС узнать не удалось. В городском департаменте образования, куда обратился корреспондент ТАСС, отказались давать комментарии, сославшись на тот факт, что "еще не закончены следственные действия".

Родители учеников оказались более открытыми и рассказали, что с момента трагедии в школе мало что изменилось. Мама одного из нынешних школьников Наталия подчеркнула, что при входе в образовательное учреждение дежурят те же женщины охранной фирмы, которые были и до ЧП, а утром, когда школьники "идут сплошным потоком", не установлено никаких рамок, металлодетекторов.

Такая же ситуация и в петербургской школе №39, где в 2015 году 13-летний подросток с ножом напал на двух педагогов. По словам социального педагога школы Нины Федченко, система безопасности осталась на прежнем уровне: видеокамеры, сторож и дежурный администратор, который ежедневно осматривает входящих, тревожная кнопка. "Нет оплачиваемой охраны, потому что родители в основном небогатые. Двери в школу [в учебные часы] закрыты, родители приходят после уроков в назначенное время", — отметила в беседе с корреспондентом ТАСС Федченко.

Педагоги отмечают, что родители не хотят сдавать деньги на охрану. В бюджете образовательных учреждений на эти цели средств нет. Директора пытаются искать спонсоров, а пока во многих школах на входе продолжают посменно сидеть два пенсионера-сторожа.

По мнению директора пермской школы №133 Эльвиры Адамовой, решать вопрос финансирования и обеспечения охраны необходимо все же на высоком уровне. "Нужно безопасность не сбрасывать на школу. Если это государственная задача, то должно быть какое-то целевое финансирование систем безопасности в школах, вот этот бы вопрос поднять. Потому что получается, мы сами отвечаем, но это в принципе же получается госбезопасность, надо какую-то программу сделать и финансировать дополнительно", — сказала она.

Акцент на воспитании

В то же время ряд экспертов, опрошенных ТАСС, считают, что только усилением охраны в школах проблему насилия не решить.

Заместитель председателя комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Александр Грибов считает, делать акцент на усилении мер безопасности в школах неверно. Таким образом, отметил он в беседе с корреспондентом ТАСС, школы можно довести до уровня режимных объектов. Грибов считает, что необходимо изменить подход к воспитательной работе в школах. По его мнению, это должна быть целая система, включающая семьи, учителей, психологов, органов по делам несовершеннолетних.

Министр образования Ольга Васильева также считает, что для обеспечения безопасности детей в школах одних металлических рамок недостаточно. По ее мнению, нужно широко работать и с учениками, и с родителями, больше заниматься воспитанием подростков. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова разделяет мнение главы Минобрнауки. Поэтому она предложила пермскому отделению Общероссийского народного фронта (ОНФ) создать комитет наставников при школах для помощи в разработке воспитательной программы для решения проблем "даже самых неблагополучных подростков".