«В бой» идут выпускники

СодержаниеО чем мечтают работодателиТребования XXI векаМечты педагоговРодители желают получитьВ «бой» идут выпускники Получение аттестата означает только одно: началась «взрослая» жизнь со всеми ее сложностями, и рассчитывать на помощь классного руководителя уже не приходится. Наступает время осознания собственной ценности в открывающемся мире. Требования к знаниям и навыкам современных выпускников меняются с каждым годом, и вопрос определения в себя в новом качестве приобретает особое значение. Стремление к получению специальности, которая принесет в будущем достойную оплату, - похвально, но не менее важно ощущение гармонии с тем, что человек делает. Каковы современные требования к выпускникам и что необходимо для того, чтобы в них разобраться и сделать правильный выбор, расскажем на MedAboutMe. О чем мечтают работодатели Большой конкурс при приеме на работу - бальзам на душу для работодателей. Есть возможность выбирать. Интересы работодателей в этом случае понятны: им нужны люди компетентные, инициативные и умеющие наладить взаимоотношения в любом коллективе. Согласно опросам компании HeadHunter ценность выпускников школ или молодых специалистов определяется по следующим показателям: хорошая теоретическая подготовка, но классическим «зубрилам» не особенно радуются; ориентированность на интересы компании; мотивация - зарплата не должна быть самоцелью; владение грамотной письменной и устной речью; ответственное отношение к порученному делу; инициативность и нацеленность на достижение максимального результата; умение работать в команде и адаптироваться в изменяющихся рыночных условиях; стрессоустойчивость; «честная презентация», т. е. представление работодателю реальных навыков и умений, и готовность освоить дополнительные. Быстротечность современного мира диктует свои условия для выпускников, предъявляя к ним высокие требования. Новые тенденции предполагают хорошую общеобразовательную подготовку и активную жизненную позицию. Комментарий экспертаАлександр Цыганов, профессор, доктор экономических наук, руководитель Департамента в Финансовом университете при Правительстве РФ Личные качества, опыт, навыки и квалификация выпускника - вот четыре основных вопроса при трудоустройстве молодого специалиста. Это означает, что за период обучения в ВУЗе молодой человек должен: получить опыт социализации; научиться ставить перед собой и решать профессиональные задачи; эффективно распоряжаться собственным временем; приобрести навыки уверенного общения. За время обучения будущий молодой специалист должен получить профессиональные навыки, что предполагает не только практику и стажировки, но часто и совмещение учебы с работой. Последнее несет в себе не только позитив, но и риск недополучения или неусвоения важных знаний и компетенций. Профессиональные навыки и квалификация являются результатами освоения учебного курса и проверяются при приеме на работу. Определенные преимущества дает диплом престижного университета и еще в большей степени - прохождение стажировки в этой же организации во время обучения. Работодатель знает качества будущего работника и принимает обдуманное решение на этой основе. Высокая успеваемость, успехи в спорте, достижения в профессиональной сфере, опыт написания научных статей, компьютерная грамотность учитываются, но редко играют определяющее значение. Хотя в ряде случаев и могут быть признаны ключевыми: например, при трудоустройстве в ВУЗ успеваемость и опыт написания статей могут стать определяющими при выборе того или иного претендента. Требования XXI века Современное информационное общество ставит перед школой совершенно определенные задачи, позволяющие выпускникам учебных заведений легко ориентироваться в социуме и занять в нем достойное место. Согласно рекомендациям ЮНЕСКО, выпускникам, если они настроены на успешное участие в жизни страны, следует владеть набором компетенций. Современный выпускник: работает с числовыми данными и владеет информационными технологиями; самостоятельно ищет необходимые знания и способен применить их практически; легко ориентируется и оценивает динамичную смену жизненных ситуаций; креативно мыслит и находит путь сообразных решений, пользуясь современными инфотехнологиями; представляет себе области применения полученных знаний; творчески мыслит и обладает способностью создавать идеи; продуктивно работает в команде; понимает, что он несет ответственность за принятые решения. В получении подобных навыков и умений подросткам во многом помогают учителя, но многое зависит от самого школьника. Для реализации своих планов у выпускников будет вся жизнь. Стоит заранее подумать о том, что они смогут продемонстрировать будущим работодателям. Комментарий экспертаСветлана Кутузова, практикующий психолог, психодиагност Мы будем не правы, если попытаемся принуждать личность (а любой выпускник - это уже сформированная личность в своей основе) иметь какие-то качества. Вы когда-нибудь замечали, что дети уже с рождения все разные? Одни плачут всю ночь, другие спят, как хомячки, тихо-тихо. Это врожденные свойства нервной системы, и мы с вами не в силах менять то, с какой скоростью проходит нервный импульс в организме. Самое мудрое - это понять сразу. Деление на типы темперамента родилось не на пустом месте, оно отражает эти механизмы. Флегматик, например, будет работать в своем темпе, ощутимо медленнее, чем другие, но неуклонно наращивая результат. А холерик обгонит всех, но много раз на этом пути ошибется. Выбор профессии выпускником надо делать именно с учетом этих врожденных характеристик. Тоже самое относится к количеству общения. Для менеджера по продажам важно уметь быть целый день в контакте и экстраверт это выдержит легко, интроверт же к середине дня уже эмоционально «сдуется» и начнет искать себе более тихое занятие - у него просто не хватит энергии на такое количество общения. Итак, для выпускника самое важное в первую очередь понимать, как он устроен, какие у него сильные и слабые стороны. Именно эти задачи по сути и решает профориентационная работа, что я успешно помогаю делать всем, кто обращается за помощью. Подросток может инстинктивно чувствовать эти свои особенности, выражая это через «хочу туда - не хочу сюда», но давление родителей иногда чрезмерно велико, и ему трудно услышать самого себя в этом смысле. Если психологически профессия подобрана верно, то уже не представляет никакой трудности адаптироваться под конкретные детали (например, ассортимент или особенности производства), а работа будет приносить радость. Мечты педагогов Отечественная система образования за последний десяток лет претерпела значительные изменения: ввели ЕГЭ (единый госэкзамен) и профильное обучение; появился ФГОС (федеральный стандарт для нового поколения для школ). Выпускники, согласно новым требованиям, должны владеть таким набором положительных качеств, что превращаются просто в воплощение мечты любого учителя. Итак, идеальный выпускник: любит свою Отчизну, уважает мультикультурные ценности; осознает и принимает семейные авторитеты, сопричастен к судьбам Родины; креативен, мыслит критично; мир познает целенаправленно; осознает научные и творческие ценности; ценит самообразование, инновации и владеет его основами; настроен на обучение; нацелен на осуществление разнообразной познавательной деятельности; поддерживает правопорядок; знает и выполняет собственные обязательства, касающиеся семьи и государства; уважает чужое мнение и обладает навыками работы в группе; понимает смысл экологического образования и его значение для человечества; знаком с профориентационной работой и сознательно подходит к выбору будущей профессии. Воплощением своей мечты учителя планомерно заняты на протяжении всего периода обучения детей, стараясь привить им все необходимые навыки. Многое зависит от помощи со стороны родителей выпускников. Родители желают получить Родители будущих выпускников, в свою очередь, хотят «получить» на выходе из школы не «лакированный» портрет, а реально приспособленного к будущей взрослой жизни человека, умеющего не только читать и писать, но и разбирающегося во многих аспектах современной жизни. Иными словами, родители хотят, чтобы ребенок-выпускник четко представлял себе следующее: чем он хочет и может заняться в жизни; умел ставить высокие, но отражающие реальные потребности, цели, т. е. обладать здоровыми амбициями; был готов к реализации этих желаний собственными силами; осознанно уделял особое внимание изучению того, что ему действительно необходимо для достижения целей; владел основами профессионального самоопределения; к моменту окончания школы расширил представление о профессиях и знал, где и зачем он будет учиться или работать в дальнейшем. Специалисты - психологи и педагоги - советуют родителям не ждать безучастно «готовый продукт» из школы, а подумать, как пережить с минимальными потерями и окончание школы, и определение дальнейшего пути любимого чада: не поддаваться панике «тревожных» родителей, а спокойно обсудить с повзрослевшим ребенком перспективы; подумайте о запасных вариантах развития событий (платное обучение, «запасной» ВУЗ или год ожидания на работе); создайте доброжелательную атмосферу дома и поддерживайте своего ребенка, даже если вам, на первый взгляд, идея выпускника о его будущем устройстве покажется абсурдной. Комментарий экспертаОльга Можайцева, преподаватель английского языка Являясь преподавателем английского языка, я хотела бы рассказать о навыках, необходимых выпускникам, из области гуманитарных дисциплин. Во-первых, выпускники должны быть в состоянии уверенно отвечать на открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа. В качестве примера можно привести распространенный вопрос среди потенциальных работодателей: почему вы хотите работать у нас? Во-вторых, мы живем в период, когда информации настолько много, что порой не так важно, какие знания у выпускника есть - важнее, чтобы выпускник был в состоянии восполнить пробелы в этих знаниях самостоятельно. «Спросит» ли выпускник Гугл или Яндекс, а, может, отправится на поиски ответа в городскую библиотеку — вопрос вторичный. В-третьих, нельзя не упомянуть достаточно популярный сегодня навык - умение выступать на публике. Это может быть и менеджер по персоналу, к которому отправится на собеседование выпускник, или целая аудитория коллег, перед которыми необходимо представить свой отчет о проекте. И, конечно, высшим пилотажем будет способность выполнить все вышеперечисленное и на английском языке. В «бой» идут выпускники Включение обучающихся в деятельность - одна из основных задач, стоящих перед учебными заведениями. А что же сами выпускники? Что им представляется главным? Во-первых, согласно соцопросам будущих выпускников, большая часть дошедших до выпускного класса, принципиально отличаются от прежних умением самостоятельно выстраивать свою будущую. Ценно то, что они научились принимать решения, а не идти туда, куда укажут. Во-вторых, современные дети обладают отличным навыком - коммуникабельностью. Они умеют общаться в разных социальных группах и адаптироваться к новым условиям. Умение грамотно работать с информацией, которую они научились добывать самостоятельно, креативное мышление и способность генерировать новые идеи - вот с чем они «идут в бой» после окончания школы. Подготовка к будущей жизни начинается со школьных уроков и остается в руках молодых людей вплоть до окончания учебного заведения. Где окажутся современные выпускники завтра, зависит от решений, принимаемых сегодня. Формулу успеха каждый из них составляет по-своему. Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист? Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?

«В бой» идут выпускники
© Medaboutme.ru