Иммунитет к лженаукам. Профессор о главной «миссии» астрономии в школе

Четверть века забвения уроков астрономии в школе не прошла бесследно. Сегодня шокирующие гипотезы о том, что земля плоская, многим уже не кажутся абсурдными. Как космология возвращается в образовательные учреждения, «АиФ»-НП» рассказал руководитель научно-образовательного центра «Астрофизика», профессор физико-технического института ВолГУ Илья Коваленко. Кручу-верчу, запутать хочу? - Недавно принято решение о проведении референдума о переходе с московского на волгоградское время. Перевод стрелок региону во благо или нет? - Я считаю, что перевод стрелок на час ничего не изменит. Только поначалу внесёт путаницу для пассажиров, потому что время отправлений в билетах будет указываться московское. Но и к этому можно приспособиться. Нет смысла и вертеть стрелки дважды в год: переход на зимнее/летнее время. В Европе этим занимаются с 1916 года в надежде получить энергоэкономию, но по подсчётам выигрыша это не даёт, а людям тяжело привыкнуть, перепрограммировать свой распорядок дня. В России от перевода часов на зимнее/летнее время отказались в 2014 году. Сейчас и в некоторых странах Евросоюза, например Польше и Финляндии, собирают подписи за отказ от сезонного «верчения» стрелок. - Как вы восприняли, что в школу вернулась астрономия, и не вариативным, а обязательным курсом? - Я до сих пор не могу поверить! Предвестников-то особых не было. Думал, что возвращение астрономии в школу пролоббировали ведущие астрофизики страны, которые имеют вес и авторитет в Министерстве образования РФ, но знакомые учёные уверяют, что это не их заслуга. Возможно, это шаг, продиктованный задачей патриотического воспитания. В стране, являющейся колыбелью космонавтики, на выдающихся достижениях наших учёных, конструкторов, космонавтов можно и нужно воспитывать патриотов страны. - Годы забвения не прошли бесследно. Многие подростки даже не видят разницы между астрономией и астрологией. - Не года, а десятилетия! В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в 1932 году. На изучение отводился 1 час в выпускном 10 классе. Убрали астрономию из перечня обязательных предметов в 1991 году. Выходит, что без этого обязательного предмета в школе прошло 26 лет. Совсем изжить предмет из образования не получилось. В отдельных общеобразовательных учреждениях астрономию продолжали изучать в рамках факультативов. С космологией в простой доступной форме дети знакомились в начальных классах в программе по окружающему миру, в старших классах в курсе физике. Любовь к астрономии прививалась энтузиастами, такими как, например, профессор ВГСПУ Сергей Ходыкин. За это время выросло поколение взрослых, которые путают, что вокруг чего вертится: Земля вокруг Солнца или наоборот. Многие не знают, почему меняются фазы Луны. На вопрос, почему происходит смена времён года, не только ученики, но и педагоги отвечают, что лето наступает, когда Земля подлетает поближе к Солнцу. Они уверены в правоте своих заблуждений и удивляются, что в северном полушарии зима наступает как раз тогда, когда мы подлетаем ближе к Солнцу. Космический минимум - Но кто будет преподавать астрономию? Четверть века не готовили учителей по этой дисциплине. - У нас в этом году прошёл набор и состоялся первый выпуск слушателей курса повышения квалификации по данной дисциплине, который называется «Астрономический минимум учителей». Очень интересно было работать с педагогами. Глаза горят - то, что надо. Костяк школьных астрономов должны составить учителя физики. Но у нас был в группе и юрист. Ему так всё понравилось, что он втянулся в учебный процесс и через три месяца на заключительной сессии ни в чём не уступал физикам. Астрономов требуется не так много. По одному на школу, думаю, хватит. За один-два года подготовим необходимое количество учителей астрономии. - Я учила астрономию в выпускном 10 классе. В воспоминании осталось только то, что это был скучный и сложный предмет. Новый школьный курс будет таким же? - Сферическая геометрия, углы, координаты, специфические методики, термины, формулы, теории выработаны столетиями, но они прижились и сегодня используются в силу преемственности науки. Вот как это всё преподнести интересно, чтобы ученики слушали, затаив дыхание, я не совсем понимаю. Практическая астрономия сухая и скучная. Другое дело - смотрим на звёздное небо и восхищаемся природой как непревзойдённым архитектором. Узнаём названия планет, созвездий, легенды и мифы, которые с ними связаны. Изучаем спутники Урана и выясняем, что все они названы в честь произведений Уильяма Шекспира. По моему глубокому убеждению, надо было вводить астрономию не в выпускном классе, когда на носу ЕГЭ, а в классе 5-м, 6-м, когда ещё нет таких предметов, как физика, химия, биология. Рассказывать о Вселенной без теорем и формул, математики и физики. И вести этот предмет могут не только физики, но и учителя географии и математики. В царской России так и было: дети изучали космографию без решения астрономических задач. Всем школьникам, может, и не обязательно уметь их решать, знать координаты небесных тел. Главное, чтобы у выпускников общеобразовательных учреждений были правильные представления о космосе. - А пока многие из них черпают знания из ТВ-источников, шокирующие гипотезы они принимают на веру. - В этом главная миссия курса школьной астрономии - привить ученикам «иммунитет» к лженауке. Недавно телеканалу, который специализируется на пропаганде антинаучной теории, популяризирует мракобесие, присвоили телевизионную премию. Что это было?! Это такая государственная поддержка деинтеллектуализации населения? Небожители - Илья Геннадьевич, а в каком классе вы заинтересовались астрономией? - Как научился читать, с пяти лет. Мои родители не были ни физиками, ни астрономами. Мама - инженер, папа - архитектор. Они были людьми увлечёнными и любили читать. Мы выписывали журналы «Техника молодёжи», «Наука и жизнь», «Знание - сила» и другие научно-популярные издания. В младших классах штудировал статьи о школе академика Якова Зельдовича. Прочёл про открытия, совершенные его учениками, например, про работы по аккреционным дискам вблизи чёрных дыр. Читал популярные статьи Бисноватого-Когана, Сюняева, Шакуры. Это выдающиеся астрофизики России. Для меня они были небожителями. Я в детстве даже не мечтал, что мне доведётся увидеть их, не просто познакомиться, а и сотрудничать. Так, например, Бисноватый-Коган был оппонентом на защите моей диссертации. - А когда астрономия появилась в школе, вы были самым успевающим учеником? - Мне было скучно, потому что к десятому классу знал весь курс школьной программы. У меня с детства был интерес к физике теоретической, а астрофизика даёт возможность широкому приложению разных умений, поскольку предметная область широчайшая. Это может быть и микромир, всякие элементарные процессы в веществе, атомные, ядерные превращения, элементарные частицы, физика высоких энергий. Это может быть гидродинамика, это может быть динамика жидкости ионизованной. Всё это очень интересные задачи для специалистов, знающих проявления разных физических эффектов. Это могут быть задачи из теоретической физики: теория гравитации, общая теория относительности - красивейшая теория. Вот такой пласт задач! - В 2018 году в Волгограде состоится финал Всероссийской олимпиады школьников по астрономии. - Мы подготовили компьютерную презентацию. Но, думаю, большую роль сыграло то, что Волгоград - город-миллионник, здесь будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу, а значит, будет создана инфраструктура, организовать мероприятие можно будет на высоком уровне. В Волгограде финал «всероса» по астрономии никогда не проводился. Сейчас мы усиленно готовим участников. Понятно, что 26 лет забвения астрономии в школе существенно снизили интерес школьников к этой дисциплине. Будем навёрстывать. Не всё сразу. Но когда участники областного тура олимпиады начинают получать высокие баллы, занимать призовые места, мы видим, как появляется азарт, интерес. Успех - это хороший стимулятор для изучения астрономии. Будем стараться постепенно через тернии продвигаться к звёздам.

Иммунитет к лженаукам. Профессор о главной «миссии» астрономии в школе
© АиФ Волгоград