Войти в почту

Как развивается российско-китайское сотрудничество в сфере образования: интервью с заместителем министра образования и науки РФ Людмилой Огородовой

Окно в мировое образование Отвечая на вопросы журналиста «Гуанмин Жибао», заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова подчеркнула, что отношения партнерства между российскими и китайскими вузами поднялись на новую ступень развития как в сфере обучения, так и в сфере научных исследований. Ван Цзябо: Большое спасибо Вам, что согласились на это интервью. За последние несколько лет сотрудничество между вузами Китая и России сделало огромный рывок в развитии. Как Вы оцениваете изо дня в день крепнущие отношения между нашими странами в сфере образования? Людмила Огородова: За последние несколько лет отношения стратегического партнерства между Китаем и Россией получили огромное развитие, как в сфере высшего образования, так и в сфере научно-конструкторской деятельности. В данный момент 150 российских вузов поддерживают партнерские отношения с 600 китайскими вузами в сферах, обладающих стратегическим значением. Было подписано более 900 соглашений, в определенных сферах было создано 8 союзов вузов России и Китая. Сейчас число российских высших учебных заведений, участвующих в проектах по сотрудничеству между двумя странами, перевалило за 150, среди них есть и участники «проекта 5-100» (государственная программа поддержки крупнейших российских вузов, цель которой вывести не менее пяти университетов из числа участников проекта в сотню лучших вузов трёх авторитетных мировых рейтингов — прим. перев.): Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Российский университет дружбы народов (РУДН), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Сибирский федеральный университет (СФУ), Томский политехнический университет (ТПУ) и другие. Они установили партнерские отношения с примерно 600 китайскими вузами, включая Пекинский политехнический университет, Харбинский политехнический университет, университет Цинхуа, Пекинский аэрокосмический университет, Южно-китайский технологический университет, Северно-восточный педагогический университет, Восточно-китайский педагогический университет, Педагогический университет Цзянсу. Как показывают данные Росстата, число китайских студентов, обучавшихся в российских вузах по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2014-2015 и 2015-2016 учебных годах, составляет 109 тысяч и 12 тысяч соответственно. Особенно стоит отметить тенденцию к повышению числа китайских студентов в университетах «проекта 5-100». Результаты приема 2016 года показывают, что среди иностранных студентов, привлеченных вузами-участниками этой программы, китайские студенты находятся вверху списка — 3280 человек пошли учиться в эти первоклассные российские вузы. Наиболее привлекательными для китайских студентов оказались СФУ, Томский государственный университет (ТГУ), ТПУ, РУДН и Уральский федеральный университет (УрФУ). В то же время ДВФУ, СПбПУ, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ) пользуются все большим расположением китайских абитуриентов. Статистика показывает, что китайские студенты заинтересованы в изучении не только русского языка, им также интересны программы бакалавриата и магистратуры по инженерному делу, энергетике и химии. — Какие китайские и российские вузы добились наибольших успехов в сфере научного обмена? — В данный момент Казанский федеральный университет (КФУ) активно развивает проекты по научному обмену с китайскими вузами. Основными его партнерами являются Пекинский университет, Шанхайский университет, Хунаньский педагогический университет и другие. Работа по расширению обмена и кооперации между учебными заведениями идет семимильными шагами. Кроме того, тесное сотрудничество продвигают Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Харбинский политехнический университет, Ханчжоуский университет электроники и Пекинский политехнический университет. Подписанные ими соглашения затрагивают обмен научно-исследовательским персоналом и сотрудничество в развитии научно-технических проектов и экспертизы. Например, согласно уже подписанной программе совместных исследований российские вузы запустят совместный исследовательский проект с Ханчжоуским университетом электроники. Этот проект будет связан с применением ионизирующего излучения в микро- и наноэлектронике. По соглашению с Пекинским политехническим университетом стороны будут проводить совместные проекты в сфере образования: будут организовываться семинары, олимпиады, симпозиумы и научные конференции для молодых ученых двух стран. У ТГУ также довольно много китайских партнеров. Он развивает сотрудничество с вузами КНР в различных сферах: учебный языковой лагерь (от восьми недель), полугодовой языковой курс, двухгодичные курсы повышения квалификации, программы двойного диплома по филологии с Шэньянским университетом. Сейчас ведутся переговоры по проектам сотрудничества в химии, информатике, экономике. — Какие вузы России и Китая демонстрировали успехи в обмене студентами на уровне бакалавриата? — Обмен студентами российских и китайских университетов всегда проводился различными способами. Например, в этом году группа студентов Пекинского научно-технического университета участвовала в мероприятиях международной летней школы НИТУ «МИСиС» «Материалы и технологии» (Materials and Technologies). Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского также принимал группу китайских учащихся из Сычуаньского университета в рамках международной летней школы. В то же время студенты СПбПУ участвовали в проводимой Сианьским транспортным университетом летней школе «Узнай Шелковый путь — познакомься с культурой Китая». Китайские студенты собирают робота на всемирной конференции роботов в Пекине, КНР КФУ подписал соглашение об обмене студентами с Хэйлунцзянским университетом, Юго-Западным нефтяным университетом и Шэньчжэньским университетом. Кроме того, недавно между Институтом вычислительной математики и информационных технологий КФУ и Шэньчжэньским университетом было заключено соглашение о создании совместной магистерской программы на английском языке «Наука о данных» (Data Science). ЛЭТИ обращает большое внимание на сотрудничество с китайскими вузами, в течение последних лет он постоянно проводил международные летние и зимние школы, программы обмена сроком на один семестр, а также совместные проекты в сфере образования. Этот университет организовал усиленный курс подготовки к ACM ICPC (Международная студенческая олимпиада по программированию — прим. переводчика), а также курс по оптической технике совместно с Пекинским университетом, Южно-китайским научно-техническим университетом, Ханчжоуским политехническим университетом, Харбинским политехническим университетом и другими ведущими китайскими вузами. Данные проекты уже несколько лет показывают серьезные успехи. Также ЛЭТИ развивает программы двойного диплома, докторантуры и PhD в таких сферах, как экономика и управление инновациями, информационные технологии, оптика и другие. — Как Вы оцениваете работу двух стран в совместных проектах для кандидатов наук и докторантов? — Благодаря непрерывному расширению сотрудничества между китайскими и российскими вузами китайские студенты получили новую возможность получить диплом в России — защита кандидатской. В этом вопросе китайские студенты уделяют особое внимание ЛЭТИ, так как там они могут пройти вступительные экзамены через интернет и по окончании получить диплом доктора наук, признаваемый обеими странами. СПбПУ также запустил программу двойного диплома, развернуто четыре проекта для кандидатов наук и докторантов, партнерами являются Пекинский университет гражданского строительства и архитектуры и Харбинский инженерный университет соответственно. — Вы упомянули, что российские студенты участвовали в летней школе Шелкового пути. Как вы считаете, какую роль может сыграть инициатива «Один пояc, один путь» в сотрудничестве китайских и российских вузов? — Россия высоко оценивает выдвинутую Китаем инициативу «Один пояс, один путь». Как подчеркивает китайская сторона, в рамках этого проекта РФ и КНР необходимо построить систему научных исследований, производства и маркетинга, расширить научный и кадровый обмен, усилить научно-техническое сотрудничество, создавать совместные лаборатории и центры международного технического обмена. Нелишне будет заметить, что все эти задачи в рамках «пояса и пути» перекликаются со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. — Как сейчас развиваются исследования двух стран по совместному освоению Арктики? — ДВФУ и Харбинский политехнический университет учредили Российско-китайский полярный инжиниринговый и научно-исследовательский центр, который будет проводить соответствующие исследования для промышленного освоения Арктики. Стороны сформируют объединенную исследовательскую команду, которая займется прорывными фундаментальными и прикладными исследованиями для выполнения этой задачи. ДВФУ и Северо-восточный сельскохозяйственный университет также продолжают вести совместную научно-исследовательскую работу. Совместный отбор международных научно-исследовательских проектов, организованный Российским фондом федерального имущества и Государственным фондом естественных наук Китая, доказывает, что вышеописанные проекты сотрудничества российских и китайских вузов получают поддержку правительств обоих государств. Важно отметить, что Сибирский федеральный университет также принимает непосредственное участие в работе по освоению Арктики. Программа, принятая вузом по данному вопросу, уделяет большое внимание усилению сотрудничества с китайскими партнерами. Представители университета надеются, что у сторон еще будет возможность воплотить в жизнь такие международные проекты, как, например, измерение климатических изменений в Арктике. Некоторые китайские и российские вузы планируют провести на Таймырском полуострове метеорологические исследования, которые привлекут к участию еще больше участников из двух стран. — Молекулярная физика — это еще одно широкое, перспективное направление сотрудничества России и Китая. Какие вузы сейчас занимаются совместными научно-исследовательскими проектами в этой области? — В этой области продвигается сотрудничество между НИЯУ «МИФИ» и факультетом инженерной физики университета Цинхуа. Путем краткосрочных визитов преподавателей и докторантов стороны участвуют в семинарах и научных конференциях, проводимых в Пекине и Москве, и готовят совместные научные работы. Заслуживает упоминания и то, что в ближайшее время делегация университета Цинхуа будет участвовать в XVI Международной научной конференции и школе молодых учёных под названием «Физико-химические процессы в атомных системах», проводимой НИЯУ «МИФИ». С тех пор, как эти университеты установили отношения сотрудничества, они постоянно запускают совместные научно-исследовательские проекты, которые в данный момент в основном касаются разделения смеси изотопов — ученые пытаются найти изотопы, которые можно применять в ядерной энергетике, фундаментальных исследованиях и медицине. Кроме того, «МИФИ» и Ханчжоуский университет электроники планируют запустить совместный исследовательский проект, связанный с применением ионизирующего излучения в микро- и наноэлектронике. Подписание Учредительного договора о создании Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне — Много ли совместных научных работ уже выпустили китайские и российские ученые? — За последние три года было опубликовано более 5500 совместных работ мирового уровня (входящих в Scopus — крупнейшую в мире единую реферативную базу данных — прим. перев.), большая их часть относятся к естественным наукам (более 90%). Кроме того, непрерывно углубляются совместные исследования в инжиниринге и медицине. И китайские, и российские исследователи считают, что число совместных работ по гуманитарным, социальным наукам и сельскому хозяйству еще предстоит увеличить — следует усилить сотрудничество в этих направлениях. — Планируется ли создание совместных лабораторий? — Да, две международные лаборатории космических исследований открыты нашим Самарским университетом совместно с Сианьским политехническим университетом и Пекинский институтом инженерии космического пространства. Другой хороший пример — открытие СПбПУ и Харбинским политехническим университетом в 2012 году лаборатории «Функциональные материалы» при поддержке компании TSE Technology. Эта лаборатория расширяет сотрудничество с китайскими партнерами по ряду других направлений. Даляньский технологический университет, Томский политехнический университет и Белорусский государственный университет уже подписали соглашение о создании научно-исследовательского центра плазменных технологий, на основе лабораторий этих трех вузов. Стороны планируют проводить всестороннее сотрудничество в таких сферах, как изучение физики плазмы, плазменных технологии, обучение по программам бакалавриата, специалитета и докторантуры, а также разработка новых высокотехнологичных изделий. Кроме того, Томский политехнический университет сотрудничает с китайской компанией PowerScan — на базе Института неразрушающего контроля была создана совместная российско-китайская лаборатория, разработки которой направлены на совершенствование и повышение технических характеристик источников радиационного излучения (бетатронов) для систем досмотра пассажиров в аэропортах и на таможне. Российский университет дружбы народов (РУДН) Платформой для российско-китайского сотрудничества в сфере образования также является Университет Шанхайской организации сотрудничества, который будет продвигать тесное сотрудничество во многих сферах, включая научное взаимодействие, обмен студентами и даже научно-исследовательские проекты. Как мы видим, СПбПУ, участник «проекта 5-100», показывает явные успехи в стимулировании сотрудничества между вузами Китая и России. Представительство, открытое им в Китае, стало первым реальным представительством российского высшего учебного заведения в Китае. В данный момент этот университет подписал соглашение с Комитетом по экономике и информатизации города Шанхай, с тем чтобы стимулировать применение научных достижений в сфере спутниковой навигации и связи; развивать совместные проекты, актуальные для экономик двух стран. Кроме того, СПбПУ активно ищет инвесторов в сфере информационных технологий и биомедицины, чтобы стимулировать внедрение в производство своих научных достижений. Я считаю, что открытие СПбПУ базовой кафедры «Новые материалы и аддитивные технологии» в городе Чансин символично. Она создана для осуществления перехода от двигателя на жидком топливе на двигатель электрический и уменьшения затрат на производство ионно-литиевых батарей. Исходя из этого, была поставлена задача использования в батареях силикатных композитных материалов. Мы преисполнены надежд относительно будущего научно-исследовательского сотрудничества двух стран, которое российская сторона очень хотела бы углубить. Путем усиления взаимодействия в сфере науки, техники и образования партнерские отношения стратегического сотрудничества станут всеобъемлющими, комплексными и будут непрерывно развиваться.

Как развивается российско-китайское сотрудничество в сфере образования: интервью с заместителем министра образования и науки РФ Людмилой Огородовой
© ИноСМИ