Выключенные из жизни. Почему в Татарстане становится больше детей-инвалидов
Тревожную статистику озвучили на заседании Госсовета Татарстана. Детей с отклонениями в развитии становится больше. Только в этом году прирост учащихся коррекционных школ составил 740 человек. Меньше таких детей не станет, комментируют статистику врачи. А чиновники обеспокоены тем, что на таких ребят нужно всё больше денег. Иллюзия инклюзии Свежий пример: Мензелинская коррекционная школа просит дополнительное финансирование, чтобы её выпускники могли, не уезжая из района, выучиться на штукатура, маляра, другие рабочие специальности на базе местного сельхозтехникума. «Во всех сельских районах ставят вопрос о доставке детей в коррекционные школы, - комментирует проблему депутат Госсовета РТ Татьяна Воропаева. - Родители отвозят и привозят их сами. Более взрослые дети ловят попутки. А если случится беда? Ведь 9 класс такой школы равен 5 классу обычной!» По данным минобрнауки РТ, из 603 детей, окончивших в 2017 году коррекционные школы, 423 поступили в колледжи и техникумы, 23 - в вузы. Упор делается на инклюзию - совместную учёбу детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с теми, у кого их нет. «Тех, кто выпускается, может и хочет работать, трудоустраивают», - говорит начальник отдела профобразования минобрнауки РТ Анна Сидоренко. Председатель общества инвалидов РТ Рифат Ганибаев вспоминает, как познакомился с вице-президентом одного из ведущих банков США. Инвалид-колясочник с ДЦП отвечал за IT-технологии в банке. Почему у нас таких нет? «Не взял бы на работу инвалида-штукатура», - категоричен экс-директор Порохового завода Халил Гиниятов. Мол, случись что, надо будет отвечать за этого человека. Пусть лучше работает на дому, как было в СССР. Казанцы Диана и Тимур Чижовы сидят дома несколько лет. Он бухгалтер с двумя высшими образованиями, она юрист, владеющий татарским языком, уже отчаялись найти работу. У обоих ДЦП. «Зачем вам работать? Вы и так хорошо одеты», - заявили Диане недавно на собеседовании. Её не берут даже оператором в кол-центр. «Обидно, что отказывают в шансе проявить себя, - говорит Диана. - Зачем мы учились 6 лет?» Котята в ведре «К людям с особыми потребностями надо перестать относиться как к инвалидам, - считает казанец Вадим Чагин. – Но как стать самостоятельными, если, к примеру, в казанской школе № 172 для незрячих детей не учат даже ориентироваться в пространстве. Почти нет специалистов-дефектологов, реабилитологов. В итоге выпускники школ похожи на котят, брошенных в ведро. Им сложно выходить за рамки своего круга. Работодателю проще взять здорового человека, нежели с особыми потребностями, для которого, возможно, придётся оборудовать специальное рабочее место. Права на труд таких людей нарушаются регулярно». Комментарий Зав. акушерским физиологическим отделением перинатального центра РКБ Светлана Губайдуллина: «Достижения науки, позволяющие предотвращать самые тяжёлые осложнения при родах, имеют и другую сторону. Например, рожают женщины с диабетом, серьёзными сердечными заболеваниями, которым 30 лет назад предлагали прерывание беременности. Сейчас эти запреты сняты. Наверное, это правильно. Каждая женщина имеет право стать матерью. Но надо понимать, что наличие серьёзного заболевания может сказаться на здоровье родившегося ребёнка. И соглашаясь на ЭКО, женщина должна понимать, что ребёнок может родиться с патологиями».