Почему в российских школах появятся уроки семейного счастья
В Минобрнауки принципиально одобрили создание образовательного курса «семьеведение». Как выяснилось, основы семейной жизни во многих субъектах РФ изучают не первый год: там, в том числе, объясняют мотивы бездетности и тонкости усыновления. Пока содержание новой образовательной программы официально не объявлено, однако опрошенные «Газетой.Ru» эксперты уже сейчас считают, что туда необходимо ввести уроки контрацепции.
Министерство образования и науки РФ принципиально одобрило инициативу по созданию образовательного курса «семьеведение». Об этом сообщила уполномоченная по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова. Пока в качестве факультатива основы семейной жизни уже несколько лет преподаются в некоторых школах 38 регионов России, в их числе Татарстан и Башкортостан.
В девяти субъектах действуют общерегиональные программы по семьеведению, которые были введены в результате постановления местных правительств. В остальных регионах семьеведение преподается согласно решению отдельных муниципалитетов и школ.
В Татарстане рабочая программа по факультативному курсу семьеведения появилась еще в 2013 году, когда был выпущен приказ по включению занятий по психологии семейных отношений в учебный план ряда школ. С 2013 года там действует пилотный проект по семьеведению в объеме один час в неделю.
Занятия проводятся по учебно-методическому пособию, составленному профессором Казанского университета культуры и искусств Лидией Карцевой. Школьникам рассказывают о социальной значимости институтов брака и семьи, мотивах безбрачия, бездетности и малодетности в современной российской семье.
Кроме того, дети изучают семейное право — в том числе вопросы усыновления, удочерения, опеки и попечительства.
Научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Надежда Княгина сообщила «Газете.Ru», что на данный момент преподавание семьеведения, если его нет в региональном компоненте, регулируется отдельными школами. «Никто этим вопросом не занимается. Это абсолютно новый предмет. В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) его нет как основного обязательного предмета.
Соответственно, он может быть только в той части, которая формируется образовательной организацией самостоятельно. Поэтому это, скорее всего, были инициативы руководства школ. Если будет нормально написан стандарт, разработана программа с учетом интереса родителей и будет качественный учебник, то, возможно, ничего страшного не произойдет, и будет полезный предмет. Тут много факторов, поэтому мы все узнаем только тогда, когда программа реализуется», — сообщила Княгина.
Психолог фонда «Семья и детство» Татьяна Попова подтвердила «Газете.Ru», что в Татарстане уже несколько лет ведется пилотный проект, в рамках которого семьеведение изучается на уровне факультативной программы.
«Моя хорошая знакомая в Татарстане — преподаватель истории. Она занималась этим курсом с большим удовольствием. Однако им запрещали поднимать темы полового воспитания, так как многие родители были против.Но при этом сами они эти вопросы детям, чаще всего, не объясняют», — рассказала она.
В федеральном масштабе предложение о введении курса, посвященного семье и браку, появилось в марте 2016 года, когда инициативу введения нового курса поддержал бывший омбудсмен по правам ребенка Павел Астахов. Помимо этого, он предложил исключить возможность проникновения в образовательные программы курсов, провоцирующих несовершеннолетних на добрачные половые связи.
В ноябре 2016 года вице-спикер Госдумы Ирина Яровая заявила, что введение нового предмета не имеет смысла.
«У нас есть одна опасная забава — мы хотим создавать новые и новые дисциплины в школе. Для того, чтобы ребенок знал и понимал свою социальную роль в будущей семье, существует множество дисциплин, которые дают ответы на эти вопросы. Это русская литература, история, уроки труда, пение и другие»,— заявила Яровая в ходе Всероссийского молодежного форума Госдумы.
Парламентарий добавила, что является противницей раннего сексуального просвещения, которое практикуется в европейских школах. «Это ничего, кроме развращения и непонимания, у ребенка не вызывает», — подытожила она.
Спустя несколько дней после заявления Яровой член Российской академии образования (РАО) Артур Реан сообщил, что из-за отсутствия общепринятого курса по семьеведению преподавателям приходится использовать учебники, строящиеся на разных концепциях, зачастую противоречивых. Артур Реан заявил, что в курсе должны быть «все те вещи, которые спасают семью от разладов и разводов».
Спустя год после заявления Яровой и Реана, 21 ноября 2017 года, стало известно, что еспублика Северная Осетия — Алания станет первым регионом России, в котором в 10-11 классах реализуют проект «Семьеведение». В пресс-службе главы региона отметили, что проект включит в себя факультативные школьные уроки о семейных традициях, а также открытие «Школы молодой семьи» для вступающих в брак.
«Это еще раз подтверждает, что Кавказ берет четкий курс на защиту традиционной семьи и семейных ценностей. Об уроках семейного счастья говорили давно, и сейчас перед нами стоит задача адаптировать программу, обогатить ее тем опытом, который есть в республике», — сообщила Кузнецова.
На предложение Кузнецовой ввести семьеведение последовала активная реакция в соцсетях. Большинство комментаторов предположили, что предмет будет продвигать гендерные стереотипы, неравенство полов, а не учить детей способам предохранения и другим важным вещам.
«Теоретически было бы хорошо, но при условии, что будут рассказывать о контрацепции, семейном кодексе, каких-то основах психологии, так как не все родители могут и хотят говорить об этом с детьми. Но на практике, скорее всего, будут рассказывать муть какую-нибудь», — считает одна из пользовательниц социальной сети «ВКонтакте». «Может, будут учить предохраняться и не плодить пятерых на съемной квартире, когда муж пьет, а жена Яжемать», — делится жительница Ставрополя Елена Уткина.
«Я думаю, это будет что-то из разряда: мужчины полигамны, готовить и убирать — не мужское дело, женщина — хранительница очага, без детей нет семьи, нет штампа — нет любви»,
«Правильно! Уроки православия и домоводства пусть вводят, каждый урок начинать с молитвы, потом учить мальчиков забивать гвоздь, а девочек варить борщ в 10 вариациях за один урок, и глаза не поднимать, когда с ней разговаривают, а то очумели бабы малолетние», — иронизирует одна из комментаторов.
«Школьники и учителя и так загружены по самое не балуйся. Школьников снова отвлекать от подготовки к более важным предметам. Учителям дополнительная нагрузка и писанина. Вряд ли ведь возьмут отдельного педагога, снова все повесят на преподавателей гуманитарных дисциплин», — прокомментировала инициативу введения нового курса жительница Вологды Ольга Предко.
Так как официальной программы семьеведения еще не представили, обсуждать ее точное содержание нельзя. Однако можно сделать некоторые предположения, основываясь на тех программах, которые реализованы в школах 38 регионов. Так, по словам психолога фонда «Семья и детство» Татьяны Поповой, в новом госстандарте должна быть поднята тема истории семьи, «начиная от патриархальной и заканчивая современной нуклеарной».
«Именно историческая подоплека выводит на более детальное рассмотрение взаимодействий в семье между ее членами», — считает Попова.
Эксперт говорит, что в семьеведении должны быть элементарные правила — как знакомиться, распознавать потенциального партнера, строить с ним отношения. «Это интересно с точки зрения сохранения личности, своего тела. Когда начинаешь говорить об этом с учениками колледжей и студентами высших учебных заведений, понимаешь, что у них есть интерес к этой теме», — уверена психолог.
Эксперт также уверена, что в этом курсе должна быть серьезно поднята тема контрацепции. «У нас есть крайние течения — те, которые за запрет абортов и контрацепции, и те, кто за вседозволенность. Должна быть золотая середина.
Нельзя огульно запрещать все, потому что какие-то темы от этого станут только более привлекательными. Нужно образовывать детей и подростков таким образом, чтобы возраст вступления в рискованное половое взаимодействие отодвигался.
Только информация на эту тему может давать результат: предупрежден — вооружен», — считает она.
Попова уверена, что современная молодежь владеет искаженной, извращенной информацией о половой жизни. «Они не знают, что даже при использовании презерватива передаются половые инфекции, что гормональные контрацептивы имеют противопоказания — их нельзя принимать бездумно», — рассказала специалист.
Психолог отметила, что не стоит бояться того, что дети могут враждебно отнестись к тематике курса: «Такой факультатив должен преподавать человек в возрасте 30-40 лет, чтобы была не слишком большая разница в возрасте и мировосприятии по отношению к детям».
Научный руководитель по лицейским программам НИУ ВШЭ Наталия Любомирская, наоборот, считает, что такой курс школьникам не нужен. «Не должна школа лезть в семейные дела. Поведение формируется в семье, а не в школе. Школа тут мало что может сделать. Я думаю, что школьники будут просто хихикать, а учителя несерьезно относиться», — сообщила она «Газете.Ru».
Любомирская добавила, что сегодня в России стало модно вводить новые предметы: «Были уроки патриотизма, теперь уроки семьеведения. Однако давно известно, что дети репродуцируют свою семейную ситуацию».
«Что было в семье, то потом и происходит в их будущей жизни. У них закладываются определенные образцы поведения», — отметила она.