На «Сириус» и обратно
Стажировку в образовательном центре «Сириус» по направлениям «Педагогический дизайн проектной деятельности школьников в каникулярный период» и «Развитие математических способностей школьников через систему олимпиад, проектную и учебно-исследовательскую деятельность» прошли две группы приморских учителей. Чтобы получить путёвку в мир инновационного образования, педагоги прошли конкурсный отбор: из более чем 80 учителей со всего края были отобраны 40 из 21 муниципалитета. Учителя математики, физики, химии, географии, истории, русского языка и литературы образовательных учреждений всех уровней, от начальной школы до системы дополнительного образования и вузов, познакомились с передовыми образовательными технологиями в ведущем российском центре. По итогам обучения на базе краевого института и образовательного центра «Сириус» в Приморье будут сформированы проектные команды для распространения передового опыта, эффективных технологий и повышения качества образования в регионе. — Успешного ученика может вырастить только учитель, способный собственным примером воспитать не исполнителя, а мыслителя, конкурентноспособную, компетентную личность, готовую показывать высокие результаты на различных олимпиадах и конкурсах, — считает ректор Приморского краевого института развития образования, куратор конкурсного отбора Людмила Кравчук. Екатерина Оргина, учитель математики, замдиректора по учебно-воспитательной работе средней школы села Малиново Дальнереченска района: — Математическое образование — это фундамент и залог успеха практически во всех сферах. Опыт показывает, что дети, которые освоили математику, будут успешны и в других областях. Это базовое образование для многих востребованных сегодня профессий, но его уровень в последние годы не соответствует запросам рынка труда. Привить любовь к предмету — это целиком зона ответственности учителя. Причём хороший педагог может не только зародить интерес и развить талант, но и в определённой степени сформировать будущее ребёнка. Когда учитель горячо увлечён своим делом и заражает этим своих учеников, они будто на одной волне. Большинство моих учеников любят математику. Как правило, начинать нужно с начальных классов, но и в старших классах ещё не поздно привить любовь к точным наукам и развить у детей математическое мышление. В этом плане «Сириус» дал нам ещё один отличный инструмент в виде наглядной математики. Директор музея прикладной математики центра Евгений Ширяев на лекции рассказывал о том, как сотрудничество учителей математики и труда может рождать новые интересные проекты, как просто вместе изготовить наглядные пособия для демонстрации основных математических понятий. Например, модель, демонстрирующая свойства углов в окружности, собрать которую при желании может каждый. Все эти разработки можно найти на сайте «Математические этюды», не раз отмеченном различными премиями за инновации в образовании. Там практически к каждой теме можно найти что-то полезное. Ещё важный момент — нас научили работать в пакете «Геогебра». Это компьютерная программа, с помощью которой можно демонстрировать любые направления математики. Вернувшись со стажировки, знакомлю своих коллег с передовыми образовательными технологиями. Как применять их? Мне кажется, материально-техническая база важна, но это не первостепенно. Как завуч могу сказать, что нужно разгружать учебные планы. Когда количество часов математики, физики и химии в старших классах сокращается за счёт ОБЖ и физкультуры — это бред. И все это понимают, но он продолжается. Нужно развивать систему дополнительную образования, и не так формально, как это происходит сейчас. Наша задача — заинтересовать детей и выявить таланты, ответственность допкружков — развивать их и поддерживать. Михаил Первухин, доцент кафедры алгебры, геометрии, анализа ДВФУ, председатель жюри по проверке олимпиадных работ: — В Приморском крае большая нехватка учителей математики, и уровень существующих не всегда соответствует базовым требованиям. Ежегодно профильные кафедры вуза сталкиваются с проблемой найти хороших студентов на математические направления. И её нужно решать прежде всего через повышение общего уровня преподавательского состава. Обучение в «Сириусе» — один из шагов в этом направлении. Ещё один — Тихоокеанская математическая школа, открытая в ДВФУ в марте этого года. Наш новый ректор, Никита Юрьевич (Никита Анисимов — DV) — математик и хорошо понимает важность этого направления образования, поэтому вуз сделал ставку на возрождение традиций математической школы, в том числе через работу с общеобразовательными учреждениями. В дни школьных каникул Тихоокеанская школа собирает победителей районных и городских олимпиад со всего края, через неё прошли уже более 200 ребят. По насыщенности и методике программы университета похожи на смены образовательного центра «Сириус». Но наш обычный формат работы преподавателя — отчитать материал, в «Сириусе» же работа с аудиторией построена на обратной связи, этот принцип точно возьмём на вооружение. Педагоги центра регулярно опрашивают ребят в ходе выполнения заданий, такой формат позволяет корректировать не конечный результат, а ход мыслей, направляет в верное русло, учит правильно думать, рассуждать. Также интересно применение наглядных пособий в виде различных поделок, на примере которых объясняются математические понятия. Например, простая машинка, с помощью которой можно наглядно объяснить, что такое наименьшее общее кратное двух чисел и наибольший общий делитель. Визуализация математических сюжетов с помощью современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающих о математике и её приложениях. Уравнение «цепной линии», квадратные колёса, круглые треугольники и т. д. Некоторые идеи взял на заметку. Мне подсказали, как самостоятельно сделать некоторые такие материалы к урокам. Здорово, что можно изобретать самим, но по-хорошему это нужно ставить на поток, системно обновлять образовательную базу школ и вузов. Образовательному процессу сегодня явно не хватает наглядности. Современные дети принадлежат к цифровому поколению, для них очень важна визуализация — к новому поколению нужен нестандартный образовательный подход. Светлана Мельникова, педагог Станции юных техников, город Артём: — Впечатлений много. Лекции читали педагоги высокого класса, и я даже переживала, что не всё пойму, но учебный процесс был выстроен настолько грамотно, настолько насыщенный материал и умелая подача, что всё сложилось в единую картинку, и понятно, как действовать дальше. По возвращении поделюсь с коллегами, и попробуем перестроить учебный процесс и внедрить передовые практики. Наша смена называлась «Педагогический дизайн». Все мы, учителя, в той или иной степени занимаемся этим, по крайней мере в системе дополнительного образования. Но задача — не просто интересно организовать пространство и методическое сопровождение учебного процесса, а чётко подстроить его под педагогическую составляющую. В виде квеста или компьютерной игры. Тематические смены оформляют многие школы и лагеря, но важно не только развлечь детей, а сделать игру познавательной и полезной. Организовать научную профориентацию для детей с акцентом на техническую сферу. Нужна интерактивная подача материала, реальные задачи — и это ещё одна методика, которую совершенно точно нужно взять на вооружение. В «Сириусе» нам рассказывали о так называемых кейсах — когда детям предлагается решить конкретную задачу реального предприятия. Даются исходные данные, структура компании или схема самолёта, и реальная проблема — увеличить экономический оборот или изменить дизайн кресла и т. д. Смысл в том, что дети решают её с инженерами, а не педагогами. Такие кейсы можно включить в работу летних смен или каникулярный период, потому что решение такой задачи — это не урок и не два. И это одновременно и практическая направленность обучения, и акцент на исследовательскую деятельность. Станция юных техников — востребованное учреждение, ориентированное на приобретение практических навыков для преимущественно рабочих специальностей. Большая часть наших детей имеет практический склад ума. Я веду кружок «Основы проектной деятельности»: что-то сделать — пожалуйста, но оформить это в готовый продукт могут единицы. Нам нужно поднимать планку и развивать научное направление, ориентировать детей на инженерные специальности, воспитывать кадры, способные поднять высокие технологии в стране. Мы могли бы выполнить эту задачу, заинтересовать детей, но нужно новое научно-исследовательское оборудование. Это глубокое заблуждение, что с помощь лопаты и веника можно воспитать учёных. И самое главное — квалифицированные преподаватели, только такие могут воспитать успешных учеников. Если мы хотим вырастить новое поколение российских учёных и изобретателей, нам нужен тандем педагога и технаря, один знает предмет не понаслышке, второй умеет донести знания до детей. Нужно вовлекать настоящих инженеров в образовательный процесс, налаживать сотрудничество с конкретными предприятиями, параллельно модернизируя материально-техническую базу колледжей, школ и вузов. Очень надеюсь, что в Приморье появится свой технопарк, где мы сможем развивать инженерно-технические и исследовательские компетенции. Наталья Кислова, учитель физики школы-интерната имени Н.Н. Дубинина, среднего общего образования для одарённых детей при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса: — Эта стажировка расставила акценты и ввела нас в единое понятийное поле проектной деятельности, каковы её технологии, с чего начать, к чему стремиться. Работу в таком формате практикуем давно, она развивает у детей нестандартность мышления и ориентированность на результат, позволяя им реализовывать свой потенциал в сфере своих интересов, создать собственный продукт. В нашей школе мы вводили предмет «Технология исследовательской деятельности» для пятиклассников, и к концу учебного года дети защищали свои проекты. В самых разных областях — от производства сыров до полёта в космос. Причём, если на уроке некоторые и два слова связать не могут, то на защите пели, как соловьи, потому что им было интересно, и свои проекты они создавали самостоятельно. Сейчас это обязательный элемент школьной программы, и он необходим, для того чтобы вырастить специалистов, способных создавать продукт в любой сфере деятельности. Сейчас проектная деятельность в стране находится на стадии становления, хотя технологии известны ещё с начала прошлого века. Практики проектного управления активно внедряются в систему работы госорганов и бизнес-процессы. Но для развития её на более высоком и масштабном уровне необходима материально-техническая база, как, например, парк науки и искусства в «Сириусе», где сосредоточены самые современные научные, технические и образовательные ресурсы в области космических систем, прототипирования, биохакинга, геоинформатки, робототехники и нанотехнологий. Но, как известно, у нас в России кашу можно сварить даже из топора — были бы люди, специалисты и энтузиасты, которые могут это сделать. Поэтому нужно налаживать сотрудничество с ведущими учёными, у нас в регионе с ДВО РАН, которые смогут поставить перед детьми высокие задачи. Именно поэтому так важно повышать уровень педагогического состава, который будет внедрять новые знания и технологии в образовательный процесс. Такие стажировки — это также возможность обмениваться опытом, что очень важно в нашей среде.