Олег Сысуев: "КуАИ дал ощущение лидерства, не исключительности, а именно лидерства"
"Учиться в КуАИ было очень тяжело" - Кем вы мечтали стать? Почему вы решили учиться именно в Куйбышевском авиационном институте? И с чем связан выбор факультета "Техническая эксплуатация самолетов и двигателей"? - Изначально я мечтал стать человеком в погонах, как мой отец. Он был офицером Военно-Воздушных Сил. Но, поскольку отец был против моей военной карьеры, я выбрал гражданскую специальность, которая тоже обязывала носить форму. Это была гражданская авиация. Поэтому выбор пал на авиационный институт. - Чем, кроме учебы, вы занимались во время обучения? Какие преподаватели повлияли на вас? Какие их наставления пригодились в жизни, какие фразы запомнились? Можно ли говорить о некоей элитарности университета тех лет? - В студенчестве я занимался спортом и музыкой. И на первых порах этому отдавалось практически все время. Общежитие находилось в двух шагах от моего дома, и я, имея самарскую прописку, фактически жил в кампусе, как бы теперь сказали. Еще "на картошке" я познакомился с ребятами и начал играть в институтской инструментальной группе. Второй моей страстью (а, может быть, и первой) был баскетбол. Я играл в сборной и был настолько этим увлечен, что опомнился только на втором курсе, когда надо было сдавать сопромат. Помню, преподаватель по сопромату вернул мне курсовую, на которой написал, что моей головой можно орехи колоть. Курсовая была не моя, но проблемы с сопроматом у меня действительно были. Риск вылететь из вуза был велик. Вразумил меня тогда Александр Петрович Нападов, наш декан. Я вовремя спохватился и больше учебу не запускал. Помню, тогда только сдали третий корпус института, и надо было строить спортзал. Поэтому после занятий мы бежали на стройплощадку: таскали бетон, делали опалубку… А по пятницам еще успевали подрабатывать на свадьбах и вечеринках со своей группой. И все заработанные деньги тратили на покупку новой аппаратуры. КуАИ - это была моя жизнь. Чего стоит ощущение, что ты учишься в одном из самых престижных вузов страны! Тт и отношения в самом институтском сообществе, и восприятие окружающих... У нашего вуза имя Королева, одно это уже сильно отличало нас от других. А какие преподаватели нас учили! Это были легенды - и по своему отношению к делу, и по своим профессиональным качествам, и по требовательности. Не зря считалось, что у нас очень тяжело учиться. Начертательную геометрию вел Михаил Иванович Кочнев, сопромат - Евдоким Степанович Богданов, прочность читал выдающийся профессор Анатолий Соломонович Мостовой, химию - Юлия Григорьевна Рудберг, кстати, я потом ее встречал, она проявила себя и как выдающийся организатор - стала лидером землячества в Израиле. Я шесть лет терся боками в баскетбольной команде под началом нашего тренера Бориса Ивановича Оськина. "Чтобы пробиться, надо выдерживать конкуренцию" - Во время учебы в КуАИ некоторые студенты строили легкие самолеты и даже осваивали их. В каких программах, проектах довелось участвовать вам? Как вы себя чувствовали в роли молодого специалиста, попавшего после вуза в авиаотряд, и как называлась ваша первая должность? - Со второго курса мы посещали аэродром в Смышляевке. Кажется, на втором курсе нам доверили запуск двигателей на супер-самолете Ан-2. Возможности учебного аэродрома тогда были большие. Там находились абсолютно все самолеты того времени, вплоть до Ту-144, и все можно было пощупать руками. Поэтому мы приходили на работу достаточно подготовленными. Я месяцев восемь занимался механическим ремонтом самолетного оборудования. А позже, примерно через год, - ремонтом специального оборудования. А работал я после института в Куйбышевском объединенном авиаотряде - сначала мастером, а потом и начальником технического отдела. Дефицита в инженерах по эксплуатации в городе тогда не было. И чтобы пробиться, надо было выдерживать конкуренцию. У нас даже некоторые техники были с высшим образованием, и приходилось доказывать, что ты реально можешь. Нас тогда пришло в авиаотряд четыре человека с одного потока. И до сих пор двое из них работают в гражданской авиации: один - главным инженером управления гражданской авиации, другой - ведущим специалистом. - Что вам - политику федерального масштаба - дал университет, какие качества сформировал? Сохранилось ли это в наши дни? - Я как-то выступал на одном из юбилеев университета и сказал: самое ценное, что дал наш вуз, - это правильный образ мыслей. Он всегда стоял на абсолютно передовых позициях - как технических, так и культурных, несмотря на то что Куйбышев был закрытым городом. КуАИ дал нам ощущение лидерства, не исключительности, а именно лидерства. С течением времени уже невозможно было опускать планку ниже. Сегодня, если иметь в виду формальные вещи, связанные с вхождением Самарского университета в новый статус, которым я тоже, собственно, помогал заниматься,- ощущение лидерства, думаю, меньше не стало. Напротив, вуз стал исследовательским университетом, одним из лидеров высшего образования в Российской Федерации, не говоря уж о Поволжье. - Вы вошли в российскую политическую, а затем и финансовую элиту страны. Что позволило вам себя чувствовать в этой нише комфортно? Выручала ли вас система знаний, полученная в КуАИ? - Если посмотреть ту программу, которую мы изучали в университете в течение пяти лет, то она включала в себя массу вещей гуманитарного толка. Это как раз то, что необходимо знать, если занимаешься общественной работой, а политикой - тем более. Я не технический человек, я - гуманитарий, но тогда интерес к инженерной специальности был огромным. Было настоящее время инженеров. И то ощущение, которое давал вуз с точки зрения культуры, музыки, спорта, было потрясающим. Нас учили блестящие преподаватели по философии, истории, которые несли не только специальные знания, но и отношение к жизни, к процессам, которые происходили в обществе. "Любой успешный человек должен быть широко образован" - Сейчас Самарский университет - это сплав гуманитарных и инженерных специальностей. Какие преимущества такой симбиоз дает сегодняшним выпускникам? Какие профессии на стыке гуманитарного и инженерного образования могут быть востребованы работодателями? - Я не могу говорить об очень четком разделении технических и гуманитарных навыков либо их симбиозе. Мне кажется, что любой успешный человек, который надеется быть не только успешным, но и счастливым, должен быть широко образован. Если же он владеет узкой технической специальностью, то с тем богатством знаний, которые сейчас продуцируются в единицу времени, он счастливым быть просто не сможет. - Да. Сегодня очевидно, что одного однажды полученного образования на всю жизнь не хватит. Как вам кажется, каким тогда должно быть первое высшее? На что бы вы сориентировали сегодняшних абитуриентов? - Это тяжелый вопрос. Главное - чтобы у людей был абсолютно свободный выбор и они не гнались за престижем, за сиюминутной доходностью специальности, ведь все быстро меняется. До недавнего времени очень была популярна была должность инвестиционного банкира. Сейчас инвестиционных банкиров осталось в 10 раз меньше. Мне кажется, что если человек не определился с конкретной специальностью, ему лучше получать гуманитарную специальность широкого профиля. Может быть, это история или филология, а определяться с профилем уже позже. На это нацелены, как правило, и западные вузы, которые дают базовые знания, а уже потом - специализацию. Если человек с детства видит себя в белом халате врача, с чертежом за кульманом или с кистью в художественной мастерской, тогда, конечно, надо идти в профильный вуз. Но если человек не обнаружил в себе таких талантов, лучше получить общегуманитарное образование. - Если бы вы выбирали специализацию сегодня, на чем бы остановились? - Думаю, это было бы связано с философией, историей, искусствоведением. - Вас называли самым открытым политиком в истории Самары. Как получилось, что выпускник закрытого вуза сделал город открытым? Как вам это удалось, за счет каких инструментов, учитывая, что вы открыли Самару миру в 1990-е годы, когда главной задачей муниципалитета было элементарно выжить? - Я думаю, что на это повлияла, может быть, генетическая, а может быть, воспитанная семьей способность меняться: видеть и признавать все новое. У меня есть масса примеров среди друзей, которые в то судьбоносное время меняться не хотели, не хотели поступаться так называемыми принципами. У меня эта способность меняться была. Кстати, наверное, много раз критикованная. Я считаю, что это большая удача и счастье - способность меняться. "Нам интересны люди с российским образованием" - "Альфа-Банк" берет на работу лучших выпускников. Какой выпускник сейчас конкурентоспособен на рынке труда - окончивший наш вуз или зарубежный? - Если смотреть с точки зрения банка, кто больше интересен - человек с западным или российским образованием, то нам прежде всего интересен человек образованный. И все-таки я считаю, что у него должно быть российское образование и понимание того, что такое Россия. Наш опыт показал, что люди, которые приезжают к нам и не понимают, что такое Россия, не могут конкурировать. При этом они также должны хорошо представлять себе, что такое западный мир, передовые технологии, и пытаться внедрять их здесь, на этой почве. - Как вы полагаете, могут ли сейчас российские вузы формировать элиту страны? Являются ли сейчас вузы центрами, где закладывается определенный базис - умение учиться, работать в команде, обзаводиться нужными связями? - Мне кажется, что как раз этого сейчас и не хватает. Тому, что вы перечислили, - психологической подготовке, умению работать в команде, воспитывать лидерские качества - в наших высших учебных заведениях надо уделять гораздо больше внимания, как это делается в американских университетах. У нас почему-то считается, что надо из человека сделать хорошего инженера и этим ограничиться. А вот лидера сделать из него мы почему-то не хотим. И напрасно. Не каждый молодой человек самостоятельно может раскрыть свой потенциал. - Вы ежегодно встречаетесь с однокашниками. Часто ли вам приходилось сталкиваться с выпускниками alma mater в профессиональной деятельности? Можно ли назвать отличительные качества, которые характеризуют специалистов с дипломом вашего родного вуза? - Специалисты с дипломом факультета "Техническая эксплуатация самолетов и двигателей" - высокие профессионалы. Они очень хорошо разбираются в авиационной технике и во всем, что касается авиации. И еще одна отличительная особенность, которая воспитывалась, безусловно, вузом, - это высокая степень ответственности и способность самостоятельно принимать решения.