Молодые педагоги: остаться в школе
В первом форуме молодых учителей Свердловской области приняли участие около двухсот человек. Алевтина Симонова, ректор Уральского государственного педагогического университета, где собрались учителя, считает: главное — между выпускниками педвуза и учениками нет поколенческой пропасти. Преодолеть другие конфликты молодым специалистам должны помочь педагоги-стажисты. Учительница начальных классов Александра Русакова из школы № 3 Арамиля за два года работы увидела, что материал современным детям надо показывать: «У них наглядно-образное восприятие. Объясняя скорость, приклеиваю на доску цифру 80, делаю с ребёнком шаг и попадаю на цифру 40. Мы лук выращиваем на подоконнике и записываем, что с ним происходит». Татьяна Ошуркова, педагог начальных классов в лицее № 58 Новоуральска, говорит, что с электронными дневниками родителям удобнее, но бумажный дневник они не заменят: — Дети хотят получить оценку в печатный дневник, поэтому я продолжаю их вести. У Алексея Озорнина, учителя математики из гимназии № 116 Екатеринбурга, хватает забот и без дневников. С детьми он работает первый год, но уже активно пользуется социальными сетями для связи с учениками и рассылки домашнего задания: — Стараюсь больше говорить об интересах детей. Раньше математике в школах обучали репродуктивно — выдавали учебный материал, и дети его повторяли. Сейчас обычную задачу рассматривают как модель реальной ситуации. Например, ребёнок любит рисовать. Как это можно использовать в преподавании математики? Очень просто: изобразить рисунок на координатной плоскости, чтобы ученик понял, что он тоже строится по математическим законам. Похожий подход использует учитель истории и обществознания Виталий Коньшин из школы № 5 Первоуральска. Если видит детей с гаджетами, то не просит убрать их, а использует в учёбе: — Мультимедийные технологии заменяют учебники. Когда школьники не хотят работать с книгами, ищут информацию в Интернете. Но я прошу сравнивать разные источники. Обнаруживаются несоответствия — и мы ищем, что ближе к действительности. Используем и настольные игры, и творческие встречи, и дискуссионные клубы, и живое обсуждение современных проблем. — Технологии, которыми сейчас владеют дети, не всегда подвластны педагогам старшего поколения, а молодые с ними отлично знакомы, — поясняет ректор УрГПУ Алевтина Симонова. Так что по сравнению со стажистами молодёжь в школе находится в выигрыше. Однако большинство тех, кто после вуза приходит работать в школу, всё-таки в ней не задерживается. Уходит. Почему? Во многом из-за конфликтов — не с детьми, а… с родителями школьников. — Надо менять отношение к учителям, — уверена Анна Сивакова, педагог начальных классов верхнепышминской школы №4. — Родители должны видеть в педагоге союзника в воспитании детей, тогда всем будет комфортнее. Мудро поступают в школах, где развито наставничество — молодого учителя и обучают, и помогают общаться не только с учениками, но и с их родителями. У самих-то молодых педагогов своих детей пока нет, откуда им знать, каково это — быть родителем. Так организована работа с молодёжью, например, в гимназии №47 Екатеринбурга. Даже если конфликты случаются, то разрешаются в самом зародыше — и выпускник вуза остаётся в профессии. Такой опыт работы с молодёжью признан удачным и предложен к внедрению в школах области. Опубликовано в №211 от 14.11.2017