Как сделать деньги на популяризации науки

Шоу мыльных пузырей Популяризация науки - тренд сегодняшнего дня. Оттого как грибы после дождя в больших городах растут новомодные "музеи науки", позволяющие в эффектной форме преподносить детям и взрослым всевозможные иллюстрации физических и химических законов: например, "горящую воду" или разного рода оптические фокусы. В большинстве своем организаторы многих подобных заведений не останавливаются на собрании экспонатов, а устраивают настоящие шоу, способные посоперничать в зрелищности с цирковыми представлениями. С той лишь разницей, что в цирке вам не расскажут секретов иллюзии, а здесь объяснение того или иного "фокуса" составляет главную прелесть и основной компонент научного спектакля. Многие организаторы научились неплохо зарабатывать на этих представлениях. Например, Трифон Седых, представитель музея АХХАА из Тарту, признался, что музейные уроки и экскурсии, через которые за год проходит порядка 200 тысяч человек, позволяет заведению быть самоокупаемым. Научный руководитель Санкт-Петербургского музея оптики Сергей Стафеев отмечает: - Активности в области занимательной науки сегодня в самом деле много, но явно не хватает согласованности, координации. Многие проекты, придуманные энтузиастами, взаимно дополняют друг друга и при правильной координации могут принести синергетический эффект. Он вспоминает, какую огромную роль сыграл в свое время Дом занимательной науки Перельмана, действовавший в Ленинграде с 1934 по 1941 год. Он взрастил не одно поколение ученых, кон-структоров, в том числе и главных. Про людей, которые после посещения этого дома всерьез увлеклись наукой, говорили: они получили "прививку острого перельманита". Вот такую прививку, по мнению эксперта, сегодня следует делать и нынешним школьникам. Ведь известно, что большинство людей науки заинтересовались областью своих будущих исследований, учась в начальной школе (таких 37 процентов). Меньшая часть научных сотрудников (18-20 процентов) - в средних и старших классах. По данным исследования "Россия 2025: от кадров к талантам", страну в ближайшее время ждет дефицит специалистов, способных выполнять аналитическую, творческую работу, импровизировать, самостоятельно принимать решения. К 2025 году нехватка таких кадров может достигнуть 10 миллионов человек. При этом столько же, 10 миллионов работников, могут стать невостребованными на новом рынке труда, так как они способны выполнять только типовые задачи. И в этом смысле популяризация науки вообще и научных музеев, научных театров в частно-сти - и благородное, и крайне выгодное занятие. Однако осознают ли это сами их организаторы? Выстроить систему - Заработать на популяризации науки нельзя, - утверждает Яков Сомов, генеральный директор "Лекториума" и методист Санкт-Петербургского лицея №239. При этом на сайте "Лекториум" любой желающий может пройти онлайн-курсы по самым разным научным темам, выкладываются ролики в Сеть абсолютно бесплатно. Они увлекательно сделаны, весьма наглядны и собирают огромную аудиторию. Скажем, курс лекций петербургских ученых по астрофизике или новосибирских по генетике. Более того, как рассказал сам Сомов, многие педагоги, используя эти лекции в своих уроках и для повышения своей квалификации, потом успешно проходят профессиональную аттестацию. Однако зарабатывают авторы роликов не на их продаже, а на их изготовлении. Вузы, производственные компании заказывают сотрудникам "Лекториума" изготовление роликов, которые позже они выкладывают в Сеть, и стоит такая работа немалых денег - от 1 до 2 миллионов рублей. Еще один необычный путь монетизировать популяризацию науки нашли в Ростове-на Дону. Там на базе научных музеев и научных шоу создали систему "Лабораториум" - по сути, некое альтернативное классической школе занимательное образовательное пространство. Интерес к наукам здесь возбуждают не классическими занятиями - от простого к сложному, - а всевозможными заманками, принятыми в научных шоу. Финансируют эти программы отчасти сами посетители (билет стоит 400-500 рублей, с рассказом экскурсовода - до полутора тысяч), отчасти - комитет по образованию (ведь многие школьные учителя с удовольствием проводят в "Лаборатуриуме" уроки по естественно-научным дисциплинам. И неслучайно именно такие уроки чаще прочих становятся той искрой, из которой разгорается огонь научной любознательности. Исполнительный директор Эндаумент-фонда Евгений Пен утверждает: - Монетизировать научные результаты и монетизировать популяризацию науки - это совсем разные истории. Понятно, что для монетизации научных результатов сегодня в обществе есть свои механизмы: стартапы, патенты. Но заработать на популяризации науки впрямую невозможно. Популяризация лишь дает возможность привлечь к некой отрасли науки общественный интерес, спровоцировать большое число абитуриентов, например в профильные вузы, заинтересовать инвестора. И уже с его помощью развивать площадки популяризаторства. Кстати, такие примеры в Санкт-Петербурге тоже имеются. Так, проведение фармацевтической олимпиады для школьников, затеянное одной из коммерческих структур - производителей лекарств, вызвало не только большой приток абитуриентов в профильный вуз и заключение с некоторыми из них целевых договоров на дальнейшее трудоустройство. По статистике, за три года, что проходит эта олимпиада среди старшеклассников страны, порядка 30 процентов из числа ее участников выбрали в качестве будущей профессии фармацию. Это - необычайно высокий процент. Спрос на новую специальность - Основной задачей фестиваля научных театров является популяризация науки через искусство, - говорит Елена Симферовская, соорганизатор фестиваля и директор Информационного центра атомной энергии Петербурга. По мнению экспертов, такое соединение крайне важно: ведь таким образом в постижение тайн науки оказываются вовлечены оба полушария человеческого мозга, правое и левое, "образное" и "логическое". О том, что популяризация науки сегодня - одна из коренных ее задач, говорит хотя бы тот факт, что в одном из петербургских университетов вот уже второй год действует магистерская программа по специальности "Научная коммуникация". Цель обучения будущих выпускников - подготовить пиар-специалистов для наукоемких производств, чтобы они могли впоследствии объяснить и обществу, и потенциальному инвестору возможности приложения научных изобретений и открытий, умели переводить с "птичьего" научного языка на общедоступный. Кстати, известный популяризатор науки Ася Казанцева в самые краткие сроки стала на этом поприще звездой. - Наука сегодня в моде, - говорит она. И замечает: чтобы стать успешным автором хорошо продаваемых научно-популярных текстов, надо соблюсти три условия: окончить вуз по какой-нибудь естественно-научной или технической специальности, овладеть "научным английским", чтобы ориентироваться в современных мировых открытиях, а также уметь поставить себя на место читателя, чтобы определить, что ему будет интересно, а что непонятно.

Как сделать деньги на популяризации науки
© Российская Газета