Войти в почту

Реформа образования в Узбекистане: от горшка до студенческой скамьи

ТАШКЕНТ, 16 окт — Sputnik, Антон Курилкин. Так получилось и с системой школьного образования — в середине июня Шавкат Мирзиёев посетил с школу в Учтепинском районе Ташкента и в качестве эксперимента запустил 11-летнюю программу обучения. Впрочем, эксперимент быстро расширился до пределов всей страны — был оперативно проведен опрос населения (и многие высказались за отказ от старой многоступенчатой системы), правительство засело за проект перехода на новый формат школ, а министерство образования взялось за сокращение лицеев. Ином Маджидов, министр высшего и среднего специального образования, второго августа заявил о реорганизации половины лицеев — из 144 власти решили закрыть 67. Министр объяснил такой подход необходимостью укрепления связи образовательных учреждений с университетами. "Мы исходим из того, что теперь в стране у каждого вуза будет только один прикрепленный лицей. Так как в стране 60 вузов — это 60 лицеев. Помимо этого, есть и иностранные учебные заведения, такие как филиал РГУ нефти и газа имени Губкина, Международный Вестминстерский университет, Туринский политехнический университет и ряд других, которые имеют свои лицеи. Всего их семь. Поэтому будем исходить из этой цифры", — заявил министр. Власти не только сократили количество лицеев, но и урезали время подготовки в них — в оставшихся учебных заведениях такого типа вместо трех лет теперь будут учиться два года. Впрочем, быстро перейти на одиннадцатилетнюю школу не получится — из-за недостатка педагогов. Проблема нехватки кадров есть уже сейчас — как показал скандал, разразившийся в начале сентября, учителей иногда заменяют библиотекари, уборщицы и старшеклассники. Дефицит педагогов вызван и созданием 10 и 11 классов — как заявил министр народного образования Улугбека Иноятов, из-за реформы возникла необходимость нанять дополнительно 22 тысячи учителей. Восполнить дефицит только за счет сотрудников сокращенных лицеев не получится, так что помогать в этом деле придется и выпускникам вузов. Увеличить количество учителей планируется и за счет программ переподготовки — в августе президент подписал постановление об открытии заочных отделений по педагогике в 15 вузах страны. Проблемы наблюдаются не только с качеством и количеством учителей, но и дефицитом помещений. Из-за этого во многих школах введены вторые смены. Учи учителя Помимо подготовки новых кадров, в республике планируют серьезно взяться за повышение квалификации уже работающих педагогов. Сейчас, по мнению чиновников, учителя мало занимаются научно-исследовательской работой, а их преподавательскую деятельность невозможно оценить. Для совершенствования дополнительного образования учителей правительство постановило создать сеть специальных региональных центров для переподготовки и повышения квалификации. Подчиняться новая структура будет Ташкентскому государственному педагогическому университету — именно он станет базовым ВУЗом. Еще одно направление работы министерства образования — борьба со взяточничеством и поборами. Перед учебным годом начальник Главного управления министерства народного образования Дилшод Кенжаев призвал родителей не сдавать деньги "на нужды школы". Впрочем, вину чиновник возложил не на директоров и учителей, а на родительские комитеты, мол, по словам Кенжаева, сбором средств на создание "тепличных" условий занимаются инициативные родители учеников, а не сотрудники школ. Но как показала приемная кампания вузы, главный корень коррупции в системе образования — вступительные испытания. За лето МВД и СНБ республики, что называется, пачками арестовывали отдельных сотрудников институтов и университетов, за взятку пытавшихся устроить вчерашних школьников на студенческую скамью. Отдельные скандалы вызывали и вскрытия "бункеров" с преподавателями, которые по заказу решали за студентов задания. Проблему решили ликвидировать радикальными методами — отказаться от старой системы, когда каждый вуз организует свою вступительную кампанию. Теперь по всей стране введен единый государственный экзамен, который будет сдаваться централизовано по аналогии с ЕГЭ в России, Казахстане и Европе. Школа начинается с сада Не обошли стороной и дошкольников. Проблемами воспитания малышей и регулированием детских садов будет ведать отдельное министерство. Новому госоргану передали часть полномочий министерства народного образования. Было решено повысить возраст приема детей в детсады — с двух до трех лет. По словам министра народного образования Улугбека Иноятова, начало обучения с трехлетнего возраста наиболее оптимальное решение, отвечающее общемировой практике. "Во всех развитых странах возраст приема в садик начинается от трех лет. Это связано с тем, что до трех лет дети часто болеют и очень плохо адаптируются к общественным местам. Лучше всего, когда обучение и воспитание в таком возрасте проходит дома с родителями, это дает большой положительный результат", — объяснил министр. В ближайшее время планируется увеличить количество самих детских садов — в республике будут открыты 50 новых дошкольных образовательных учреждения, 1167 действующих ждет реконструкция, а 983 садика — капитальный ремонт. Впрочем, теперь в воспитании детей и в подготовке их к школе можно полагаться не только на государство — с 2018 года в Узбекистане смогут работать частные детские сады и школы, а для обучения талантливых детей в них создадут грантовую систему. Об эффективности реформы можно будет говорить только через несколько лет, когда 11-е классы закончат первые ученики, а в случае с частными школами и новой системой детских садов пройдет не менее десятка лет, прежде чем можно будет оценить первые результаты. Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.

Реформа образования в Узбекистане: от горшка до студенческой скамьи
© Sputnik Узбекистан