Командное дело. Глава Департамента образования Исаак Калина считает, что учителям нужен не личный рейтинг, а взаимопомощь
На вопросы учителей столичных школ в прямом эфире Московского образовательного телеканала ответил руководитель Департамента образования города Москвы. «Вопросы, важные для всех!» — так звучала тема встречи московских учителей с главой Департамента образования столицы Исааком Калиной. Во время подготовки передачи на портал Московской электронной школы поступило около 200 вопросов, из них голосованием выбрали пять самых популярных. Их авторов пригласили на встречу с министром. «ВМ» публикует самое важное из того, что прозвучало в эфире. Какова роль классного руководителя в условиях современной школы? Учитель-дефектолог школы № 2124 Анна Фокина — автор вопроса — стала классным руководителем год назад. — Мой классный руководитель был главой класса, — вспоминает Фокина. Отвечая на вопрос Анны, глава Департамента образования привел в пример собственный опыт классного руководства. По словам Калины, когда он пришел работать в школу, ему было легче: перед этим он служил в армии и работал в профтехучилище. Вопросы решались через классного руководителя, что помогало ребятам осознавать, кто для них главный человек в школе. — Вы вот произнесли фразу «глава класса», мне это очень понравилось, — обратился он к Анне. — Поэтому я с вами абсолютно согласен, что вряд ли миссия классного руководителя даже за эти 30 лет сильно изменилась. Возможно ли в рамках проекта «Московская электронная школа» (МЭШ) проводить аттестации учителей? Автор вопроса Диана Петросян работает учителем английского языка в школе № 1995 третий год. Глава департамента пояснил, что аттестация — задача администрации школы, а с появлением МЭШ — Московского центра качества образования. — Учитель должен учить. Вся его работа, все его результаты, вся его деятельность в Московской электронной школе абсолютно прозрачны и видны, и дело учителя — только написать заявление, — сказал Исаак Калина. — Я уверен, что учителю надо думать не об аттестации, а о результатах своих учеников. Неудовлетворительные оценки: нужны ли они современной школе? По мнению преподавателя истории и обществознания школы № 1811 Михаила Липкина, иногда у ребенка нет прогресса, и учителю надо заставлять его заниматься дополнительно или оставлять на второй год. Исключение двоек, по мнению педагога, позволит всем двигаться дальше. Исаак Калина предложил ученикам в таких случаях проверять свои знания в Центре независимой диагностики. — Когда учитель оценивает, нет стопроцентной гарантии ни у вас, ни у меня, и тем более за других мы не гарантируем — готов он продолжать в следующем классе или не готов, — рассказал глава департамента. — Поэтому нам, учителям, нужно как можно дальше дистанцироваться от оценивания, решающего судьбу. Каковы перспективы слияния Московской и Российской электронных школ? Этот вопрос, заданный учителем русского языка школы № 2117 Ксенией Шлямовой, получил наибольшее количество симпатий зрителей. По мнению главы департамента, у столицы есть обязанности работать не только на себя, но и на своих коллег в регионах. — Я уверен, что мы с вами получим из огромной России, из огромного количества школ, учителей в первую очередь очень даже интересные наработки, — считает Калина. Возможно ли введение рейтинга учителей-предметников? Учитель географии школы № 1908 Ольга Шуванова предложила ввести рейтинг учителей-предметников для оценки эффективности их работы. — Любой ученик должен считать, что он, вне зависимости от класса, учится у лучшего педагога, — сказал Исаак Калина. — Не дай бог, чтобы в школах начали выстраивать рейтинги учителей. По мнению главы департамента, это неправильно по отношению к ученикам, а рейтинг отдельных учителей разорвет принцип командной игры всего педагогического коллектива. Победителем голосования зрителей на самый популярный вопрос стала Ксения Шлямова. Исаак Калина назначил ее на текущий учебный год своим общественным советником. ПРЯМЫЕ РЕЧИ Ирина Проценко, директор школы № 1311: — Прозвучавшие вопросы — самые актуальные. Их сейчас обсуждают и в педагогическом сообществе, и среди родителей. Например, вопрос о роли классного руководителя все чаще задаем мы, директора, сами себе, его задают учителя и родители. Когда мы начинаем разбираться, то его роль становится не так очевидна. Сегодня Московский институт открытого образования проводит обучение для классных руководителей, чтобы они грамотно принимали решения, понимали свою роль и давали это понимание ученикам. Людмила Мясникова, председатель городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы: — Вопросы, которые у меня есть, я могу задать департаменту вне эфира. Из тех, что прозвучали в студии, меня тронул вопрос о неудовлетворительных оценках, поскольку мы недавно обсуждали его. Слушая педагога, я убедилась: надо думать о том, как и что оценивать и надо ли это делать. Нужно продолжить отвечать на вопросы, которые прислали. Я знаю, что волнует родителей, и интересно посмотреть, что интересует педагогическое сообщество. КСТАТИ 11 октября Департамент образования столицы провел очередное онлайн-совещание для родителей. Они узнали, как помогать детям с домашними заданиями, и смогли задать свои вопросы. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!