Войти в почту

Зеркало общества. Народный учитель о зарплатах и браках с учениками

Чем хороши современные школьники и как научить их противостоять опасностям жизни, в интервью АиФ-Казань рассуждает известный педагог Инна Богуславская. Нас мамы за ручку приводят туда Татьяна Сидорова, «АиФ-Казань»: Инна Григорьевна, что для вас День учителя? - Главный праздник моей души. Профессию, по примеру отца, выбрала лет в пять. Для сверстников во дворе организовала «школу», где были уроки, переменки... В качестве учителя попробовала себя на 4-м курсе истфилфака КГУ в средней школе Шеланги под Казанью, где не хватало педагогов, поэтому привлекли нас, старшекурс­ников. Преподавала, не поверите, английский язык. Спустя годы узнала, что почти все мои ученики успешно поступили в вузы, а многие стали учителями. Так что наш общий профессиональный праздник для меня не простой день. - Сегодня отношение к учителям оставляет желать лучшего. - Если школа - сфера образовательных услуг, значит, учитель - обслуживающий персонал? Не согласна! Он учит, воспитывает, формирует Личность. А то и спасает. Ведь каких только проблем и коллизий не случается у каждого человека в возрасте становления - от 7 до 17 лет, особенно в наше время. Школа - не подготовка к жизни, она наиболее значимый её этап. Униженный и оскорблённый учитель - нонсенс! Это высококвалифицированный труд, который должен оцениваться по достоинству как морально, так и материально. Ваша газета писала о заработках российских педагогов, несопоставимых с заработками коллег в других странах. Это наводит на грустные размышления. Но, несмотря ни на что, наши учителя работают во благо будущего России. Как говорится, если не мы, то кто? Им нужна любовь - Подросток убивает учителя, стреляет в одноклассников, старшеклассники издеваются на уроке над педагогом, выкладывая картинки в соцсети. Тенденция налицо... - Спросите, кто виноват? Мир взрослых. Он превозносит культ грубой силы, а не интеллекта, разума, созидания, здравого смысла, в конце концов. Чёткие представления о границах добра и зла, о том, что можно, а чего нельзя, не в каждой юной голове имеются. Вот и кружится она от вседозволенности, приводя к росту подростковых преступлений. С каждым ЧП надо детально разбираться, анализировать, привлекая одноклассников, которые многое знают. И обязательно озвучивать результаты расследований. А пока так: поохали - поахали насчёт очередной школьной сенсации, и - тишина. Где выводы, заставляющие не только детей, но и родителей задуматься о причинах и последствиях, где осуждение? В данном случае я не об уголовной ответственности, которая, конечно, не заставит себя ждать, а о моральной. Ведь если бы такое публичное осуждение было, папы и мамы задумались бы об изменении образа семейной жизни, постарались найти время для общения с ребёнком. А пока что многие дети даже в благополучных с виду семьях страшно одиноки, остаются наедине со своими трудностями. Свято место пусто не бывает. Детская доверчивость найдёт других «советчиков», которые поймут, посочувствуют, подскажут. - Группы смерти, молодёжные суициды, запредельная жестокость - наша реальность. Как быть? - Без союза с родителями проблем не решить. Школа, семья должны быть атмосферой защищённости от любых нечеловеческих влияний. Любовь, понимание, уважение - девиз настоящего учителя. Видеокамеры в классах (звучат и такие предложения) не выход. Если охранять учителя от ученика, а ученика от учителя - конец сфере образования. Ну а в каждой семье видеокамеры не поставишь. Хотя истоки агрессии чаще всего из семьи, где родители не ладят, а ребёнок чувствует себя лишним и нелюбимым. У родителей свои разборки, а с ним никто не разговаривает, не заметив, что вырос, только нотации читают между более важными взрослыми делами. - Эка вы замахнулись: любовь! А если родители день и ночь пашут, чтобы прокормить чадо? А если учитель нынче перегружен бюрократической отчётностью, которой в таких объёмах прежде не было? - Однажды я выступила на сессии Госсовета РТ с просьбой избавить учителей от шквала бюрократической писанины. Ну ведь все же педагоги стонут! Им некогда в глаза ученику посмотреть, расспросить его. Разве о работе педагога можно судить только по отчётам, по баллам ЕГЭ? В нашей работе есть нюансы, которые неподотчётны. Кто и как может измерить духовную отдачу? Настоящий учитель сердце своё отдаёт. Мутные реки - В РТ не хватает учителей начальных классов. Кто авторитетнее для малышей и родителей: молодая или пожилая первая учительница? - В представлении многих родителей для первоклассников предпочтительнее учительница с опытом. А вот старшеклассники и учащиеся средней школы больше любят учителей молодых. Они соответствуют запросам и интересам аудитории. Но в идеале в каждой школе нужны и опытные, и молодые учителя. Тогда будет разумное сочетание на практике. А если спросите, кто может стать лучшим учителем, то скажу: тот, кто учился в педучилище, а затем окончил вуз. Потому что любую профессию важно постигать с нуля. А уж когда речь о детях - особенно. - Вам нравятся современные школьники? С их заморочками, настырностью, знанием своих прав и ранним интересом к сексу? - В большинстве своём нравятся! С ними можно говорить на любые темы, они свободны от шор прежнего времени. Знаю немало случаев, когда не благодаря, а вопреки неблагополучной родительской семье дети с помощью учителей развили свои способности, нашли место в жизни. Ведь школа не остров в океане, а зеркало общества. Как-то прочла стихотворение старшеклассницы: «В нас столько всякого ненужного. А люди ходят и не верят нам. Они большие и сухие... . Весной бывают реки мутными, чтоб стать прозрачными под осень». Потрясающая исповедь в укор миру взрослых, которые отказывают детям в доверии! Они умнее, чем мы думаем. А иногда и мудрее. Они всё видят, понимают и оценивают по высшему счёту. - Как появились учителя, которые пьют-гуляют со старшеклассниками, крутят «нелегитимную любовь»? - Вы про дистанцию? Конечно, она должна быть как между родителями и детьми, так и между учителем и классом. Но вот президент Франции Эммануэль Макрон женился на своей учительнице, которая его гораздо старше. Что скажете? Мир сошёл с ума. Когда говорю, что современный учитель должен быть с учеником на равных, не говорю, что запанибрата. Тут дело культуры, достоинства, отечественных традиций. В России перед учителем прежде снимали шапку, чтобы поприветствовать. Но идеалы нынче девальвированы. - Нужны ли молодёжные организации? - Конечно, нужны, ничего лучше пока не придумано. В основе их тимуровская идея: единение, помощь, содействие, сочувствие. Сейчас в каждой школе ученическое само­управление: президенты, сенаты, парламенты. В основе - всё тот же замысел, только без идеологической составляющей. Мне импонирует идея В. Путина насчёт возрождения молодёжных организаций. Кстати, в РТ по такому направлению ведётся в рамках республиканской госпрограммы серьёзная работа. Далеко не в каждом регионе России есть такие проекты, рассчитанные на перспективу.

Зеркало общества. Народный учитель о зарплатах и браках с учениками
© АиФ Казань