Школа остается с человеком. О бантиках, прическах и народном признании

Это корреспондент «АиФ-Псков» узнал у учителя Печорской лингвистической гимназии, финалистки областного конкурса «Учитель года» Валентины БИРЮКОВОЙ. Если затянет, то навсегда ЛАРИСА МАЛКОВА, PSKOV.AIF.RU: Валентина Викторовна, ни капельки не удивлюсь, если вы скажете, что мечтали стать учителем с детства! -Точно! Как пошла сама в школу, так и определилась с будущей профессией. Может, первая учительница так повлияла. Может, потому что я старшая дочь в семье, занималась с младшей сестренкой. Она, кстати. тоже педагог и тоже начальных классов. Учитель и моя свекровь, она же и была моим классным руководителем. Я училась в маленькой сельской школе, в деревне Бельско Печорского района, где максимум было 60 учеников, а жила в Лазарево. В нашем классе 12 детей занималось, и это считался большой класс. - Лазарево? Там же сельское профессиональное находилось, его закрыли! - Так жаль... Все мальчики там учились. Родители колхозники, денег нет, чтобы отправить куда-то учиться. Сейчас выпускника 9-го класса не то что не на что отправить в город и не потому что материально сложно, просто деревенский мальчишка к этому не готов. А если не уедет, куда дальше? Но сколько случаев знаю, когда отправили его в большой город, а там свобода, жизнь разгульная, а ума еще нет, вот и идут по кривой дорожке... - А вы сразу после института в школу? - Мест в школе не было, и я даже в банке поработала, потом декларантом на железной дороге. И вот, 7 лет назад пришла в Печорскую лингвистическую гимназию. Как говорила одна моя учительница, если первый год выдержишь, затянет и останешься навсегда. - Говорят, сейчас дети особые, не такие, как пару десятилетий назад, в чем разница? В том, что их думы только о гаджетах? - Мы живем в такой провинции... Вот если бы в столице или Пскове – там, может, и другие дети... А здесь - рядом монастырь, народ отличается, он более развит в духовно-нравственном плане. И на моем пути встречались только добрые и светлые люди. И дети похожи на тех, которые были и моем детстве, разве только ходят с гаджетами. Но у нас правило - держим их в портфеле. - А на перемене - сразу в портфель! - Не сразу! Но в этом году, заметила, что у многих моих четвероклассников новые смартфоны и туда игры различные закачаны. А до этого в основном с простенькими телефонами ходили. А интернетом мы и на уроках пользуемся: у нас компьютер, электронная доска - можем в любой время запросить в Сети нужную информацию, например в толковом словаре. - Вы сказали, «школа затягивает». Какая сила там держит? - У нас школа особенная, может, другая и не удержала бы. Вдруг, в большой школе я бы потерялась... А здесь на всю школу 206 учеников, все друг друга знают, и атмосфера у нас очень добрая, я бы сказала, домашняя. И очень многие родители в Печорах хотят, чтобы их дети попали именно в нашу школу. В моем классе, например, 17 детей. Это, считаю, оптимальный вариант. И еще я благодарна моему наставнику Олимпиаде Ивановне Сорокиной, сейчас она на пенсии, но как я только сюда пришла, сразу к ней прикрепили. И сейчас в сложных случаях обращаюсь за советом. Разглядеть солнышко - Любопытно, что бы вы поменяли в современной школе? - Люди, работающие в другой сфере пришли домой и забыли о работе. Бедные мои родные дети... Я прихожу домой, проверяю тетради и готовлюсь к урокам и мероприятиям. При той отдаче, при том количестве времени, которое мы тратим на работу, хочется большего уважения со стороны общества и правительства, потому что не чувствуется что труд наш ценится. - А говорят, по крайней мере, официально сообщается, что средняя зарплата учителя 30 тысяч! Это как средняя температура по больнице! - Вот именно, считают средний заработок. А среди педагогов даже такая шутка есть, что ни один учитель не работает на одну ставку. Потому что, если работаешь на одну ставку, тебе есть нечего, а если на две – то жить некогда! - Значит, на полторы? - Это, конечно, тяжело. Я, кстати, еще и организатор внеклассной работы. Просто хочется, чтобы твой труд достойно оценивался. Не думайте, что говорю высокие слова, но чувствую, что педагогика – мое призвание. Я умею находить общей язык с детьми, понимать их, видеть в каждом ребенке солнышко, а если оно закрыто тучкой, помогаю ему засветиться. Разные же детки приходят, а талант разглядеть можно в каждом. Как? Для начала не дать ему погаснуть - никогда не сравнивать его с другими, а только с самим собой. Помню, стояли с одной мамой и плакали: она рыдает, и я рыдаю. Ей тяжело и мне, ой, как трудно. У ребенка логопедические проблемы, отсюда трудности с письмом и чтением. Кстати, сейчас таких детей все больше. И вот, наконец, на родительском собрании отмечаю, как «рванул» Егор, а мы не могли и подумать, что будет такой успех. - Вы говорите, разные дети приходят. В начале первого класса они должны уметь читать? А если – нет? - Примерно все-таки они приходят на одинаковом уровне подготовки. Если умеют читать – прекрасно, самому же ребенку будет легче. С начала 1 класса идет такой темп обучения, и сразу два языка: русский и английский. Если без подготовки, то какая же каше у него в голове получится! - Сейчас хотят вернуть воспитание в школу, из которой оно ушло в последнее время. - Только не из нашей! Сегодня мы провели посвящение в пешеходы. А в сентябре и День европейских языков, и турнир по мини-футболу, и на спектакле мы были, и чаи с летними именинниками распивали, где и настольные игры, и танцевальный флешмоб. И на молебен 1 сентября в храм ходили. - На молебен? - Да, где и получили благословение от нашего школьного батюшки, отца Владимира. Он беседы с ребятами проводит и даже учил их креститься, некоторые не умели. Победа над собой - Вы заняли второе место на областном конкурсе «Учитель года». Обидно было, что не дотянули до первого? - В этом году 5 октября, Международный День учителя я встречу в Кремле, куда пригласили финалистов региональных этапов конкурса. Год назад и мечтать не могла об этом, когда наша директор пришла ко мне в класс: «Поучаствуем?» А сама думаю, какой конкурс, огород копать надо! Но дома с мужем посоветовалась и решила – участвую! Как же тревожно было, особенно урок давать в чужом классе да на 30 человек, да по чужой программе, да куда столько незнакомых человек пришло посмотреть! Обидно ли, что первое место не заняла? Сначала думала: только бы не последнее! Там были такие опытные соперники с большим стажем работы! Для меня это второе место – первое! Это победа над собой. - Смотрю на вас и думаю, вот таким должен быть учитель: молодым, жизнерадостным, нарядным! Всегда вы такая красивая? - Сегодня же еще и праздник я провела - посвящение в пешеходы. Но девочки всегда замечают, какой у меня маникюр. Или новую кофточку. И я всегда их хвалю: сережки, бантики, сумочку. Нельзя не заметить. А если не скажу, обижаются: «Вы про мою новую прическу ничего не сказали!» - Надолго вы здесь? - Думаю, да!

Школа остается с человеком. О бантиках, прическах и народном признании
© АиФ Северо-запад