Войти в почту

Всё тупее и тупее: что происходит со школьным образованием

Школьное образование во всем мире переживает кризис, говорится в свежем докладе Всемирного банка «Потенциал системы образования: как научиться его реализовать». Дети стали проводить в школе больше времени, но многие так и не овладевают элементарными навыками. Часто дети находятся в школе, но не учатся, говорится в докладе. 25% лучших учеников в странах со средним доходом (среди них и Россия) оказались бы среди 25% отстающих в странах с высоким доходом. Это значит, что школы выпускают людей, в принципе не способных к обучению, делает вывод ВБ. Проблемы есть не только у учеников, но и у учителей: ВБ одной из главных проблем назвал недостаток мотивации — как у родителей, так и у учителей. Еще недавно в педагогические вузы шли худшие ученики, а учителями впоследствии становились худшие из них — остальные уходили в другие сферы. Думай раз, думай два! Если судить по косвенным признакам, то качество школьного образования во всем мире действительно вызывает опасения за будущее человечества, говорит академик Российской академии образования Михаил Рыжаков. «Вы помните такого персонажа — представителя Госдепа США Псаки? Это же был смех сквозь слезы, когда она искала подлодки у берегов Белоруссии. А ведь она на эту должность не прямо из школы попала, у нее наверняка еще какой-то университет в резюме присутствует! Если во всех Штатах не нашлось более грамотного претендента на роль „лица“ страны, то о каком качестве обучения там можно вообще говорить», — восклицает он. Однако качество образования (или отсутствие такового) проявляется, естественно, и не на столько высоком уровне. Оно лезет как шило из мешка в виде так называемой «функциональной безграмотности»: когда человек более-менее уверенно выполняет известные ему задачи, но его ставит в полный тупик ситуация, когда надо сделать что-либо, о чем у него нет инструкции. Иными словами, такие люди не обучены самому важному для успешной жизни и работы искусству: искусству думать самостоятельно, подчеркивает Рыжаков. «Здесь не вполне понятно, где курица, а где яйцо: то ли ориентированность процесса обучения на успешную сдачу ЕГЭ привела к примитивизации мышления школьников; то ли наоборот, ввести „галочную“ систему тестирования пришлось из-за того, что выпускники стали не в состоянии осилить письменные работы», — говорит он. Самое интересное, что тестовую систему, воплощенную в ЕГЭ, активно продвигал тот самый Всемирный Банк, который теперь публикует ужасающие результаты ее применения. Интересно узнать, как учились в школе инициаторы ее введения в самом ВБ, что итоги их деятельности оказались катастрофическими в общемировом масштабе? Ходить в школу — еще не значит учиться «Ходить в школу — не значит учиться», афористично заявляют авторы доклада. Но с этими выводами можно серьезно поспорить, сказал «Ридусу» директор московского центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский. «Выводы доклада — это средняя температура по больнице. Я работаю в своей школе 20 лет, и почему-то у меня нет таких проблем, как низкая мотивация учителей, родителей и учеников. При том, что наша школа — это государственное бюджетное учреждение недалеко от МКАД. А в какой-нибудь точно такой же школе в нашем же районе картина может быть совсем иной», — рассказывает он. Слово «мотивация» является ключевым, в каком бы срезе не вести речь о школьном образовании, подчеркивает он. Потому что материальная база, нормативы, методики и прочее у всех государственных школ примерно одинаковые: «Но в каких-то школах у учителей и учеников глаза горят, а в каких-то все не так зажигательно». Надо быть реалистом: чтобы школа перестала быть «учреждением», и стала центром притяжения для детей и взрослых, мало набить классы компьютерами. «Надо не один год поработать, попотеть над созданием команды, единого функционирующего организма», — раскрывает «секрет» Рачевский.