Система образования в Грузии: 15 министров и нескончаемые реформы
Русудан Кацитадзе Илья Чавчавадзе говорил: от хорошего обучения зависит судьба не только будущего поколения, но и самой страны. Какое образование мы даем будущему поколению, каково положение системы образования Грузии, и какие цели ставит перед министерством образования грузинское общество? Трудно найти ответы на эти вопросы на фоне постоянной смены министров образования и зачастую несистемных реформ в этой сфере. Но все же, какой мы хотим видеть школу, какие навыки должен получить молодой человек, чтобы успешно трудоустроиться, принести пользу и стране, и самому себе, и семье? Последние 27 лет эта проблема постоянно стоит перед грузинским обществом. Сегодняшний министр Александр Джеджелава – 15-й в истории независимой Грузии и 33-й вообще в истории Грузии руководитель грузинской системы образования. Он уже успел отметиться своими идеями. Недавно стало известно об очередной его креативной инициативе – закупить игры и таким методом обучать школьников в начальных классах. По задумке министра, азарт и игры в "афоризмы", "ассоциации" и разгадывание головоломок привьют грузинским школьникам любовь к знаниям. Подходы Джеджелава, в том числе его иронично-скептическое отношение к грузинским сказкам многие критикуют, однако, следует признать, что в его идеях присутствует определенная логика. А как выглядели те, кто последние 27 лет следовал пути великих грузинских просветителей? Кстати, самым компетентным министром образования, который руководил системой дольше всех – целых шесть лет (1998-2004), был германист Александр Картозия. Именно в бытность его министром была заложена основа реформ, т.н. Cat экзаменам, начали готовить "курикулумы" и "силабусы", работать над национальным учебным планом образования. Осуществление многих идей, продуманных Картозия, было отложено – власть после "революции роз" сменилась, и министром образования стал Александр Ломая. Образовательная карусель при Саакашвили Ломая был первым министром, который начал процесс долгосрочных реформ в школах и пытался создать ориентированную на ребенка школу. Также интересно и то, что Ломая начал децентрализацию грузинской системы образования, которая ранее следовала инерции советской школы. Но Ломая, инженеру-гидростроителю по образованию и министру по призванию, принадлежала также и программа оптимизации школ Грузии, которая оставила без школ и учителей многие высокогорные села. Кроме того, именно Ломая провел реформу, благодаря которой в Грузии с 2005 года проводятся Единые национальные экзамены для поступления в вузы. После него системой образования недолго руководили сначала математик Майя Миминошвили, затем – философ Гия Нодия. Если Майя Миминошвили еще при Александре Картозия работала над созданием системы Единых национальных экзаменов, то Гия Нодия за свой недолгий министерский срок обществу ничем особым не запомнился, если не считать того, что его бывшего заместителя позднее задержали по обвинению в коррупции. В 2008-2009 годы образованием руководил Ника Гварамия. Как говорят педагоги и эксперты по вопросам образования, у него было правильное видение проблем, то есть, он хорошо был знаком с тяжелым положением в грузинских школах. Однако один год – срок недостаточный, чтобы суметь провести в системе какую-нибудь реформу. К тому же, Гварамия, видимо, больше интересовали политические оппоненты. Затем в систему пришел Дмитрий Шашкин. Он управлял министерством в течение трех лет, и, помимо реформ, запомнился хорошим стилем. Именно при нем в школах начались экзамены педагогов, и планировалось, что педагоги, которые не смогут сдать эти экзамены, с 1 января 2015 года будут уволены из школ. Реформа оказалась горькой. Шашкину также принадлежит введение института приставов и установление полицейского порядка в школах. Одним словом, хорошо, что Шашкина перевели министром обороны, не то в школах, возможно, появились бы еще и ключники. Также следует отметить, что Шашкин принял довольно смелое решение, "заперев" систему образования для международных исследований. За девять лет президентства Михаила Саакашвили в правительстве сменилось шесть министров образования. Причем половина из них странным образом ассоциировалась с силовыми структурами. К примеру, Ломая, который в течение трех лет руководил системой образования, позднее оказался в Совете национальной безопасности. Гварамия был заместителем генерального прокурора. Дмитрий Шашкин пришел в систему образования прямо из министерства по исполнению наказаний, а затем, в результате правительственной карусели, стал министром обороны. Хатуна Деканоидзе, после поста ректора Полицейской академии, пройдя через министерство образования, возглавила Национальную полицию Украины. Кстати, оценить период ее пребывания в министерском кресле фактически невозможно, так как системой образования она руководила всего несколько месяцев, до очередной смены власти, после выборов 2012 года. "Мечта" и образование А первый из министров "Грузинской мечты", философ Георгий Маргвелашвили отличился тем, что с этой должности пошел выше – к президентскому креслу и даже был избран довольно высоким процентом голосов. Главным, чем запомнился период его руководства Минобразования, была довольно странная, не встретившая одобрения в парламенте, инициатива о том, что ректоров вузов, в том числе, частных, по представлению министерства образования должен назначать премьер-министр. Вторым скандальным шагом было приостановление авторизации университету Бендукидзе. Между прочим, попасть в этот университет студенты мечтают и сегодня, так что со стороны Маргвелашвили это, понятно, было политическое решение. Но министру образования Георгию Маргвелашвили родители благодарны за бесплатные учебники, а студенты – за факультетские программы. Правда, в природе ничего бесплатного не существует, и эти факультеты финансируются за счет наших налогов. Но определенный социальный эффект у упомянутых программ, тем не менее, был. Главным, что нам оставил Маргвелашвили, была приведенная из GIPA команда. Бухгалтер-министр образования Тамара Саникидзе и сегодня занимает довольно значительную должность – руководит Советом по авторизации и аккредитации. Между прочим, не следует забывать о положительных сторонах министерского периода Саникидзе. Именно при ней порядка 40 тысяч педагогов, которым пришлось бы уйти из школ из-за несданных экзаменов, остались в системе. Подход Саникидзе оказался относительно гуманным. Международные организации считали, что было бы лучше педагогов, не сумевших сдать экзамены, отправить домой, а квалифицированным педагогам назначить высокие зарплаты и тем самым сделать работу в школе престижной. Нынешний министр образования Александр Джеджелава знаком обществу по частным тренингам и дружбе с банкирами, он побил рекорд своими сенсационными заявлениями. Взять хотя бы "яблоки Джеджелава". При этом не забываем, что он является одним из самых влиятельных министров и вице-премьером. Более того, премьер вверил Джеджелава пиар всего правительства. Проблема на проблеме На фоне быстрой и живописной смены министров, грузинская система образования находится, мягко говоря, не на заоблачной высоте и в международных рейтингах среди 76 стран занимает 59-е место. По результатам исследования, проведенного в 2014 году, в Грузии уровень начитанности подростков ниже среднего. В начальных классах, по осмыслению и передаче содержания, среди 45 стран мира Грузия на 37-м месте. По уровню школьного образования, Грузия среди других стран – в числе аутсайдеров. В 2017 году школьные выпускные экзамены из 48 434 учащихся не смогли сдать 12 803, а на экзамен по начальным предметам не явились 30% педагогов. Зарплата до сих пор остается ахиллесовой пятой профессии педагогов, наряду с квалификацией. Нынешний министр образования хотя бы дал этому оригинальное объяснение: если в школах назначить высокую зарплату, туда хлынут люди, "не по зову сердца". Однако, профессия педагога – сложнейшая, она требует, чтобы педагог не отвлекался на мысли о том, как прокормить семью, и он сам должен быть сыт и обут, и иметь возможность для саморазвития. Второй ахиллесовой пятой системы образования до сих пор считается проблема качества школьных учебников, которую не смог решить ни один из всей вереницы министров. Третья, не менее острая проблема – большая разница между содержанием Единых национальных экзаменов и школьной программой. Она настолько велика, что о подростках, которые сдают экзамены без подготовки у репетиторов, пишут эссе и снимают фильмы как о вундеркиндах. Грузинские учебникиИ еще одной проблемой системы образования по сей день остается политизация системы, министерства и школ. И я убеждена, что ненормально, когда педагоги заняты сбором голосов избирателей, а избирательные участки располагаются в школах. Грузинская школа, не отвечающая современным вызовам ни по инфраструктуре, ни по учебникам, ни по квалификации педагогов и национальной программе, через 25 лет независимости стоит перед необходимостью больших реформ. Необходим долгосрочный план, который будет осуществляться все зависимости от смены власти и политических потрясений. Одним словом, системе образования необходимо больше стабильности и профессионализма, поскольку, действительно, именно от этой системы зависит то, каким будет завтрашний день Грузии. Мнение автора может не совпадать с позицией редакци